МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 29.08.2025)
Секретарь педагогического совета
___________________ Л.И. Антушева
“______” _____________ 20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СШ № 43
_______________________А.Г. Стрепетов
«___» __________________20____ г.
Введено в действие
приказом директора МОУ СШ № 43
от 30.08.2025 г. № 164
ПОЛОЖЕНИЕ
30.08.2025 г. № 02-17-12
г. Волгоград
о разработке адаптированной рабочей программы
учителя для детей с ОВЗ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных программ учителей
школы.
1.2. Адаптированная рабочая программа педагога (далее – Программа) – нормативноуправленческий документ конкретной образовательной организации, который должен
обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего,основного общего образования детей с ОВЗ. В тоже время
адаптированная рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного ребенка содержание, формы, методы
и приемы организации образовательного процесса в соответствии с заключением ПМПК
и уровнями образовательных программ.
1.3. Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному курсу для
детей с ОВЗ.
Задачи программы: определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины
(курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ.
1.4. Функции адаптированной рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Технология разработки адаптированной программы
2.1. Адаптированная рабочая программа составляется учителем-предметником, специалистом и (или) педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету, коррекционному занятию, курсу дополнительного образования на учебный год или уровень обучения.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета
(курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
3. Структура адаптированной программы
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы);
2. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; коррекционно-развивающие задачи предмета; краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося или обучающихся с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков, и тех, которые не сформированы на соответствующем уровне;
3. Общую характеристику учебного предмета, курса;
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
6. Содержание учебного предмета, курса; подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
7. Календарно-тематическое планирование (по усмотрению учителя), примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержания учебного материала, предметных и метапредметных результатов, остальное содержание тематического планирования по усмотрению учителя (по ФГОС ОВЗ); форму тематического планирования определяет методический совет школы.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера.
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; ожидаемую динамику обучающихся детей с ОВЗ.
10. Приложения (контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания)
4. Оформление адаптированной программы
4.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение №1).
Титульный лист содержит:
1. Полное наименование школы.
2. Гриф рассмотрения программы (с указанием даты проведения и номера протокола
заседания методического объединения, подписи руководителя МО)
3.Гриф согласования программы (с указанием даты, подписи заместителя директора,
курьирующего предмет)
3. Гриф утверждения программы директором школы (с указанием даты и номера приказа, подписи директора школы).
4. Название учебного курса, для изучения которого написана программа.
5. Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс.
6. Фамилия, имя, отчество, должность, педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет,
7. Название города, в котором подготовлена программа, год разработки.
5. Утверждение адаптированной программы
5.1. Адаптированная рабочая программа принимается ежегодно на первом педагогическом
совете учебного года и утверждается приказом директора школы.
5.2. При несоответствии адаптированной программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного
срока.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором
школы.
6. Заключительные положения
1. Адаптированные рабочие программы находятся в кабинете учителя-предметника.
2. Адаптированная рабочая программа по завершению курса сдаётся заместителю директора по УВР.
Заместитель директора школы по УВР
М.Б. Юсупова
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Оформление титульного листа адаптированной рабочей программы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 Дзержинского района Волгограда»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
от ______202__ г №___
_______________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
от_______202__ г
_______________________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
МОУ СШ № 43
от_______202__ г №___
___________________
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
курса
«--------------------------------------»
__класс
на 202__ – 202__ учебный год
Составитель /Разработчик программы
Фамилия, имя, отчество,
Волгоград,
202_
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; коррекционно-развивающие задачи предмета;
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков, и тех, которые не сформированы на соответствующем уровне;
3. Общую характеристику учебного предмета, курса;
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Уроки проводятся с применением таких современных образовательных технологий,
как:
1. Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока
различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение
ТСО.
2. Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает
сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.
3. Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это
способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного
существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
4. Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как
идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
5. Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной
деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности
учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,
умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
6. Американская образовательная технология (техника «послушать – сговориться
– обсудить») (Д. Ричардс, курс «Русская литература»). Учитель задает вопрос, предлагает
продумать ответ, сказать участникам команды и после согласования с ними общее мнение
предложить всему классу. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями
подготовки.
7. Информационно-компьютерные технологии (программы: Power Point, ABBYY
Fine Reader 8.0 Professional Edition, Microsoft Office Word, EPSON Scan и др.) делают урок
более интенсивным, насыщенным, ярким, живым; способствуют изменению и неограниченному обогащению содержания образования.
При разработке программы учитывается контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья ).
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Основными методическими принципами построения содержания учебного материала
в классах для обучающихся с ОВЗ является: усиление роли практической направленности
изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципа необходимости и достаточности, введение в содер-
жание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.
Коррекционная направленность урока
1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
4. Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
5. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
6. Способы развития монологической речи (обязательно).
7. Развитие диалогической речи и культура общения.
8. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на
материал урока.
9. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
10. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
11. Организация восприятия с опорой на анализаторы.
12. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
13. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения,
исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
14. Использование эффективных инновационных технологий.
15. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
16. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
17. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению предмета в школе.
Заместитель директора школы по УВР
М.Б.Юсупова