МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 29.08.2025)
Секретарь педагогического совета
___________________ Л.И. Антушева
“______” _____________ 20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СШ № 43
_______________________А.Г. Стрепетов
«___» __________________20____ г.
Введено в действие
приказом директора МОУ СШ № 43
от 30.08.2025 г. № 164
ПОЛОЖЕНИЕ
30.08.2025 г. № 02-17-11
г. Волгоград
о психолого-педагогическом консилиуме
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., распоряжением Министерства просвещения
РФ от 09.09. 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного психолого-педагогического консилиума в образовательной организации», Уставом школы.
1.2. Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия
руководящих и педагогических работников школы, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
1.3. Задачами ППк являются:
1.3.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.3.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
1.3.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
1.3.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
1.4. В состав ППк входят постоянные участники: заместитель директора школы по учебновоспитательной работе, педагог-психолог, учитель - логопед, учитель-дефектолог, cоциальный педагог и дополнительно привлекаемые педагоги, специалисты в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
1.5. Общее руководство деятельностью ППк осуществляют заместитель директора по учебновоспитательной работе.
2. Принципы деятельности ППк
Основополагающим в работе ППк являются принципы:
уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Coбеседования с
учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
максимальной педагогизации диагностики, ППк определяет приоритет педагогических
задач ППк и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно
осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
закрытости информации, предполагающей строгое соблюдение этических принципов
участниками ППк. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не
должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения
со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогической
диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе
и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному
обсуждению вне заседания ППк.
3. Организация деятельности ППк
3.1. ППк создается на базе школы.
3.2. В ППк ведется документация и хранится у председателя ППк.:
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме;
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений ППК по форме;
6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося;
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме.
3.3.Документация ППк находится в учебной части у председателя ППк и хранится в течение
5 лет.
3.4. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.
3.4.1. Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации, заместитель
председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагогпсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк (специалист из числа членов ППк).
3.4.2.Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности.
3.4.3.Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение). Протокол ППк оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками
заседания ППк.
3.4.4. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося
и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении (приложение).
Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
3.4.5. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося в соответствии с нормативными актами. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
4. Функции психолого-педагогического консилиума
4.1. Диагностическая функция:
распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося;
определение индивидуального плана обучения и воспитания учащегося;
4.2. Реабилитирующая функция:
защита интересов ребенка с ОВЗ или имеющего проблемы обученияи воспитания;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;
выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;
семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение
его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.
4.3. Воспитательная функция:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и
сверстников на ученика.
5. Организация деятельности психолого--педагогического консилиума
5.1. ППк создаётся в образовательном учреждении приказом директора школы.
5.2. Приём детей и подростков на консилиуме осуществляется как по инициативе родителей
(законных представителей), так и по инициативе педагога класса, в котором обучается ребёнок, при письменном согласии родителей.
5.3. Заседания ППк проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической
проблемы.
5.4. Заседание ППк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.5. Для обследования на консилиуме должны быть представлены документы:
психолого-педагогическое представление (характеристика) с описанием возникших
проблем;
письменные работы по русскому языку, математике, рисунки.
5.6. Заседания ППк оформляются протоколом.
5.7. Организация заседаний проводится в два этапа:
подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных,
формирование предварительных выводов и рекомендаций;
основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка
коллективных рекомендаций.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утверждённые консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребёнком.
5.8. В ситуации диагностически сложных случаев ребёнок направляется на ПМПК.
6. Обязанности участников ППК
Участники
Руководитель (председатель) ППк — заместитель директора
школы
Педагог-психолог
школы
Обязанности
- организует работу ППк;
- формирует состав участников для очередного заседания;
- формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
- координирует связи ППк с участниками образовательного процесса;
- контролирует выполнение рекомендаций ППк
- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;
- формулирует выводы, гипотезы;
- вырабатывает предварительные рекомендации;
Социальный педагог - дает характеристику неблагополучным семьям;
- вырабатывает предварительные рекомендации;
- дает характеристику речевого развития учащегося;
- вырабатывает предварительные рекомендации;
Учитель-дефектолог - дает характеристику познавательного развития учащегося;
- вырабатывает предварительные рекомендации;
Учителя, работаю- дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по
щие в классах
предлагаемой форме;
- формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
Учитель-логопед
7. Документация и отчетность ППк
1.Журнал предварительной записи и учёта детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи.
2.Журнал заключений и рекомендаций специалистов.
3.Протоколы заседаний консилиума.
4.Аналитические материалы.
Документация и отчётность ППк, нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ППк, список специалистов ППк хранятся у председателя консилиума.
Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства, в акт вносятся изменения в установленном порядке.
Заместитель директора школы по УВР
М.Б. Юсупова