Россия - мои горизонты

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
10-11 класс

Волгоград, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее,
соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:

–

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».

–

Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении

Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно- нравственных ценностей».

–

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».

–

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

–

Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации».

–

Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр2182 от 20 декабря 2020 г.».

–

Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650

«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации
обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования».

–

Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа 2024 г.) «О

занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).

–

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

–

Федеральной

образовательной

программы

среднего

общего

образования,

утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №
371.

–

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до
2025 года».
Организационно-методические

рекомендации

по

реализации

курса

внеурочной

деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в реализации Единой модели
профориентации, в том числе в части регионального содержательного компонента, отражено в
следующих документах:

–

Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по

профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования.

–

Методические рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной

ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час) в неделю
(34 часа в учебный год).

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Цель Курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся

10–11

классов

общеобразовательных

организаций

через

знакомство

с

востребованными профессиями и достижениями России в различных отраслях экономики,
разнообразием образовательных возможностей для осознанного формирования индивидуального
профессионально- образовательного маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:

–

содействие формированию готовности к профессиональному самоопределению

обучающихся общеобразовательных организаций;

–

формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального

профессионально-образовательного маршрута в зависимости от интересов, способностей,
доступных им возможностей;

–

информирование

обучающихся

о

специфике

рынка

труда

и

системе

профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической деятельности);

–

формирование у обучающихся навыков и умений конструирования индивидуального

образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с учетом возможностей среды;

–

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения

жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательной программы среднего общего
образования (10 – 11 класс).
Темы

отраслевых

и

практико-ориентированных

занятий

настоящей

Программы

преимущественно связаны с основными отраслями производственной и непроизводственной
сфер экономической деятельности Российской Федерации и разнообразием профессий,
представленных в них. Содержание занятий знакомит обучающихся с достижениями сфер
экономической деятельности России. Кроме того, занятия направлены на формирование
ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого
человека

(ценность

труда,

ценность

непрерывного

образования,

научного

познания,

самообразования и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание
диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие, посвященное
взаимодействию с родителями.
Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» Тема 1.
Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные
цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как условие его эффективности.
Разнообразие отраслей, сфер профессиональной деятельности, профессий. Цели и возможности

курса «Россия – мои горизонты», виды занятий, основные образовательные формы, правила
взаимодействия. Портал «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час)
10 кл. Структура высшего образования, УГСН. Варианты образования и профессионального
развития.
11 кл. Различные жизненные сценарии и профессионально-образовательные маршруты,
карьерные

траектории.

Персональное

профессиональное

развитие.

Приемы

построения

профессионально-образовательных маршрутов.

Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Особенности

диагностик

на

портале

«Билет

в

будущее»

https://bvbinfo.ru/.

Значение

профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки прохождения
диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (10 классы) и «Мой профиль» (11
классы). Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных
интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения,
дополнительного

образования.

Персонализация

образования.

Способы самодиагностики

профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии.
Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26 сентября).
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике страны. Достижения
России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития отрасли.
Крупнейший

работодатель

–

государственная

корпорация

«Росатом»:

географическая

представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли и
варианты

профессионально-образовательных

маршрутов.

Возможности

высшего

и

профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом. Наукоемкие
и высокотехнологичные направления развития атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире искусственного
спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года. Спутникостроение как отрасль

деятельности, связанная с проектированием, изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников.
Использование информации, полученной спутниками.
10-11 кл. Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее значимость в экономике
страны. Содержание деятельности профессий в области спутникостроения и применения
спутниковых данных. Профессионально важные качества, характерные для профессий в данной
отрасли и возможности построения карьеры. Возможности образования в подготовке инженерных
кадров в области спутникостроения и обработки данных дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень» (12 октября).
Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности
страны, обзор подотраслей сельского хозяйства, разнообразие профессий и образовательных
возможностей. Наукоемкость и технологичность современного агропромышленного комплекса.
Открытие диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном кабинете
обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в экономике нашей
страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу
предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от

технических

возможностей

образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете

профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль (спутникостроение и работа с
данными дистанционного зондирования Земли), агропромышленная отрасль и пищевая
промышленность, как часть обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике страны. Роль
тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения России, актуальные задачи
и перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность
кадрах.

в

Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты

профессионально- образовательных маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности.
Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее». 10-11
кл.

Профессионально

важные

качества

и

особенности

построения

профессиональнообразовательных маршрутов в индустриальной сфере. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и
переработки. Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к
500летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли машиностроения и
судостроения в его развитии. Достижения России в области судостроения и машиностроения,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных маршрутов.
10-11 кл. Общая характеристика судостроительной отрасли: тяжелая промышленность и
машиностроение. Профессионально важные качества и особенности профессионального развития
в индустриальной сфере. Возможности высшего и профессионального образования в подготовке
специалистов для судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике страны. Достижения
России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной
сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности различных
отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли
фундаментальной

математики,

актуальные

прикладной

и

задачи и перспективы развития. Примеры сфер

деятельности, использующих математический аппарат.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
прикладной и фундаментальной математики и вычислительной техники. Возможности высшего
образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в области вооруженных
сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны России. Актуальные задачи и
перспективы развития сферы профессиональной деятельности. Государство как работодатель,
перспективная потребность в кадрах.
Основные

профессии

и

содержание

профессиональной

деятельности.

Варианты

профессиональнообразовательного маршрута.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры. Возможности
высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов в сфере
гражданской обороны и таможенного контроля.

Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте
цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития технологической
комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли. Определение перспектив развития.
Возможности образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и
примеры успешных стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере финтеха.

Возможности

высшего

специалистов.

Тема

и

15.

среднего
Россия

профессионального

индустриальная:

образования

пищевая

в

подготовке

промышленность

и

общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью АПК (индустриальная
среда). Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы деятельности,
перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования.
10-11

кл.

Профессионально

важные

качества

и

особенности

построения

профессиональнообразовательных маршрутов. Возможности высшего и профессионального
образования в подготовке специалистов для пищевой промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу
предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в
видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия.
Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования. Навык обращения с
результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными представлениями. Навык
планирования образовательно- профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного
рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и
готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (10 классы) и «Мои
ориентиры» (11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию,

пониманию

своих

профессиональных обязанностей.

преимуществ

и

дефицитов

в

рамках

отдельных

«Мои

ориентиры»: Составляющие

готовности

к

профессиональному

самоопределению. Определение уровня готовности обучающегося к профессиональному
выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его совершения. Индивидуальное
планирование для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению.

Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей страны. Достижения в
предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные задачи и перспективы развития.
Основные

направления предпринимательской

деятельности.

Варианты

профессионального образования. Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
деловой среде. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отрасли
«предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью науки и
образования в экономике страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные
задачи

и

перспективы

развития.

Работодатели,

их

географическая

представленность,

перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов
(ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на развитие потенциала
российского изобретательства, помощь по внедрению новых технологий и разработок, защиту
интересов и прав изобретателей и рационализаторов в России и за рубежом, а также
популяризацию изобретательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и
образовании.

ВОИР,

как

площадка

для

внедрения

новых

технологий

и

разработок,

предоставляющая, в том числе, возможности популяризации изобретательской деятельности.

Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
изучаемых отраслей.

Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и гостеприимства и
вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий сферы сервиса, туризма
и гостеприимства, возможности построения карьеры. Возможности высшего и профессионального
образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил Российской
Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках занятия рассматривается
структура и современные достижения Вооруженных сил Российской Федерации, включая
передовые технологии в армии, флоте и других силовых ведомствах. В ходе занятия особое
внимание уделяется новым высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют
облик армии и силовых ведомств будущего. Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения
России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие
работодатели в транспортной сфере, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в транспортной
сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для экономики страны.
Достижения России в сфере обеспечения связи и телекоммуникаций,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные

профессии

и

содержание

профессиональной

деятельности.

Варианты

профессионального образования.
10-11

кл.

Профессионально

важные

качества

и

особенности

построения

программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего

карьеры

в

профессионального образования в подготовке специалистов для сферы деятельности в области
связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах
профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в
зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях
работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. На материале профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями
проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от
возраста обучающиеся готовят список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и
особенностями проведения интервью на тему профессионального самоопределения. Материалы
занятия могут быть использованы обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения
России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей медицина и фармация.

Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии и обеспечении
безопасности страны. Достижения России в космической сфере, актуальные задачи и перспективы
развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности в космической
отрасли.

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
космической отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой промышленного дизайна в
экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке искусства и инженерных технологий
и один из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна.
Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития сферы культуры, искусства и
промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в креативной
сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия. Обучающиеся получают задания от
специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На
материале профессий (на выбор): культура и искусство; промышленный дизайн; космическая
отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который традиционно связан с
популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства.

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в изучаемых
отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности
Российской Федерации. Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы
профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание

профессиональной

деятельности.

Варианты

профессиональнообразовательных

маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере ВПК.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу
предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в
зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях
работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги

изучения

курса

за

год.

Что

было

самым

важным

и

впечатляющим.

Какой

профессиональнообразовательный маршрут был проделан обучающимся за учебный год (в
урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях профессионального выбора
участвовали, успехи в дополнительном образовании и так далее).

Самооценка результатов.

Оценка курса обучающимися, их предложения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Личностные

результаты.

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности,
в

соответствии

с

традиционными

российскими

социокультурными,

историческими

и

духовнонравственными ценностями, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и

саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества
поколению,

и

подвигам

Героев

Отечества

и

старшему

закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к

культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:

–

сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;

–

готовность противостоять
идеологии
экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;

–

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их

функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:

–

осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению и защите

Отечества, ответственность за его судьбу;

–

ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;

–

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к

своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

–

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

–

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на

морально-нравственные нормы и ценности;

–

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

В сфере эстетического воспитания:

–

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического

творчества, спорта, труда и общественных отношений.

– способность
воспринимать
искусства,
традиции и

различные

виды

творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

–

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового

искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:

–

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

–

готовность к активной деятельности в технологической и социальной сферах

деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;

–

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать

осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; –
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:

–

сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;

–

умение
последствия

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

предпринимаемых действий, предотвращать их;

–

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей

устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:

–

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия

между людьми и познания мира;

–

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и

исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

–

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:

–

самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

существенный

признак

или

цели деятельности,

задавать

параметры

проблему,

рассматривать ее всесторонне;

–

устанавливать
сравнения,

основания

для

классификации и обобщения;

–

определять

и

критерии

их достижения;

–

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

–

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,

оценивать риски последствий деятельности;

–

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые

исследовательские действия:

–

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками

разрешения проблем;

–

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических

задач, применению различных методов познания;

–

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,

преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;

–

формирование

научного

типа

мышления,

владение

научной

терминологией,

ключевыми понятиями и методами;

–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

–

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу

ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;

–

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать

их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

–

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

–

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и

нематериальных ресурсов;

–

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;

–

уметь

переносить

знания

в

познавательную

и

практическую

области

жизнедеятельности;

–

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

–

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

–

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с

информацией:

–

владеть

навыками

получения

информации

из

источников

разных

типов,

самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;

–

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой

аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

–

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и

морально-этическим нормам;

–

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении

когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

– владеть
навыками
распознавания
информационной безопасности личности.
Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:

и

защиты

информации,

–

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

–

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

–

владеть различными способами общения и взаимодействия;

–

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

–

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых

средств; б) совместная деятельность:

–

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

–

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и

возможностей каждого члена коллектива;

–

принимать

цели

совместной

деятельности, организовывать и координировать

действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;

–

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по

разработанным критериям;

–

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,

практической значимости;

–

координировать и

выполнять

работу в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;

–

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,

проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:

–

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;

–

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,

собственных возможностей и предпочтений;

–

давать оценку новым ситуациям;

–

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

–
–

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;

–

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях

знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль:

–

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать

соответствие результатов целям;

–

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и

мыслительных процессов, их результатов и оснований;

–

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

–

уметь оценивать

риски и

своевременно

принимать

решения

по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

–

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,

видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

–

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность

за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;

–

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,

оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

–

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,

учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

–

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими

людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:

–

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

–

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

–

признавать свое право и право других людей на ошибки;

–

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты»

№
п/п

Наименование разделов
тем

и Кол-во часов Дата изучения Формы организации
занятий

Электронные
образовательные
ресурсы

Доминирующее
направление
воспитания

1

Установочное занятие
«Россия – мои горизонты»

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

2

Тематическое
профориентационное занятие
«Открой свое будущее»

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

3

Тематическое
профориентационное занятие
«Познаю себя»

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

4

Россия индустриальная:
атомные технологии

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

5

Россия индустриальная:
космические технологии

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

6

Россия аграрная:
продовольственная
безопасность

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная работа

7

Россия комфортная:
энергетика

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

8

Практико-ориентированное
занятие

1

Выполнение практико- https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
ориентированных
Гражданскозаданий.
Анализ
патриотическое
профессий изученных
отраслей на основе
«формулы профессий

9

Россия
индустриальная:
добыча, переработка, тяжелая
промышленность

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

10

Россия индустриальная:
машиностроение
и
судостроение (К 500-летию
Северного морского пути)

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

11

Россия индустриальная: легкая
промышленность

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

12

Россия умная: математика в
действии

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

13

Россия безопасная:
национальная безопасность

1

14

Россия цифровая:
IT - компании и
отечественный финтех

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Гражданскопатрио
в дискуссии,
тическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Практикоориентированное занятие

1

17

Профориентационное
тематическое занятие «Мое
будущее»

1

18

Профориентационное занятие

1

Выполнение практико- https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
ориентированных
Гражданскозаданий.
Анализ
патриотическое
профессий изученных
отраслей на основе
«формулы профессий
Групповой разбор и
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
интерпретация
Гражданскопрофориентационных
патриотическое
диагностик первого
полугодия
Анонс возможности
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
самостоятельного
Гражданскоучастия в диагностике
патриотическое
личностных
особенностей и
готовности к
профессиональному
самоопределению «Мои
качества» (6,8 классы) и
«Мои ориентиры»
(7,9 классы).

15

Россия индустриальная:
пищевая
промышленность
общественное питание

6

и

19

Россия
деловая:предпринимательство
и бизнес

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

20

Россия умная:
технологии

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов,
Гражданскоучастие в дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

21

Россия гостеприимная: сервис
и туризм

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

наука и

22

Россия безопасная:
защитники Отечества

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

23

Россия комфортная: транспорт

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие в
Гражданскодискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

24

Россия на связи: интернет и
телекоммуникация

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

25

Практико- ориентированное
занятие

1

Выполнение задания от https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
специалиста (в
Граждансковидеоролике или в
патриотическое
формате презентации

26

Проектное занятие: поговори с
родителями

1

В зависимости от
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
возраста обучающиеся
Гражданскоготовят список
патриотическое
вопросов для беседы и
знакомятся с правилами
и особенностями
проведения интервью.

27

Россия здоровая: медицина и
фармацевтика в России

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов,
Гражданскоучастие в дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

28

Россия индустриальная:
космическая отрасль

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

29

Россия творческая: культура и
искусство

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Выполнение практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий изученных
отраслей на основе
«формулы профессий

Практико- ориентированное
занятие

1

31

Россия
комфортная. Строительство и
города будущего

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

32

Россия безопасная: военнопромышленный
комплекс
(ВПК)

1

Просмотр
https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
видеороликов, участие
Граждансков дискуссии,
патриотическое
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

33

Практико- ориентированное
занятие

1

Выполнение практико- https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
ориентированных
Гражданскозаданий.
Анализ
патриотическое
профессий изученных
отраслей на основе
«формулы профессий

30

https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
Гражданскопатриотическое

34

Рефлексивное занятие

1

Участие в дискуссии,
выполнение
тематических заданий.
Ретроспективная и
проспективная
рефлексия

https://horizons.bvbinfo.ru/ Трудовое
Гражданскопатриотическое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».