Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
10-11 класс
Составитель:
советник директора по воспитанию
Рындина М.И.
Волгоград, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности функциональной грамотности составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 43,
рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их
интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает
системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной
грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Реализация
программы
предполагает
использование
форм
работы,
которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и
групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В
целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu
.ru/),
портале
ФГБНУ
ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/ func/).
Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности.
Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11 классов. Программа курса
рассчитана на два года с проведением занятий 1 раз в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
10 класс
Раздел 1. Финансовая грамотность
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства.
Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи.
Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски,
связанные с ними.
Раздел 2. Читательская грамотность
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового
стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной
ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Раздел 3. Математическая грамотность
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение
формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики.
Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Раздел 4. Естественно-научая грамотность
Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.
Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или технологии.
11 класс
Раздел 1. Финансовая грамотность
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Раздел 2. Читательская грамотность
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового
стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной
ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Раздел 3. Математическая грамотность
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление
величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения
проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение
на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в
решении задач.
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания
из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются
для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать
пути решения.
Личностные результаты: умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; умение объяснять
гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе
математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№
п/п
Наименование раздела и тем
программы
Количество часов
Дата изучения
Электронные образовательные
ресурсы
Доминирующее направление
воспитания
Модуль «Финансовая грамотность»
Потребление или инвестиции?
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Активы в трех измерениях. Как
сберечь личный капитал?
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Трудовое воспитание
Модель трех капиталов.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Трудовое воспитание
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Риски предпринимательства.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Трудовое воспитание
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Трудовое воспитание
Государство и малый бизнес.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Трудовое воспитание
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Бизнес подростков и идеи.
1
Молодые предприниматели.
Портал Российской электронной Трудовое воспитание
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Кредит и депозит.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Расчетно-кассовые
связанные с ними.
операции риски,
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Духовно-нравственное
воспитание
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Учебный текст как источник
информации.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Сопоставление содержания текстов
официально – делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Применение информации из текста в
измененной ситуации.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Типы текстов: текст- инструкция
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы).
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Работа с несплошным текстом:
формы, анкеты, договоры.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Информация в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой
схем.
2
Применение формул в повседневной
жизни.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность
познания
научного
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Формулировка ситуации на языке
математики.
2
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Применение математических
понятий, фактов.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Интерпретация, использование и
оценивание математических
результатов.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Применение естественнонаучных
знаний для объяснения различных
явлений.
2
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Распознавание, использование и
создание объяснительных моделей и
представлений.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Объяснение принципа действия
технического устройства или
технологии.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
№
п/п
Название разделов и тем
программы
Количество часов
Дата изучения Электронные образовательные Доминирующее направление
ресурсы
воспитания
Модуль «Финансовая грамотность»
Удивительные факты и истории о
деньгах.
1
Портал Российской электронной Трудовое воспитание
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
Мониторинг формирования
функциональной
грамотности чащихся»
(http://skiv.instrao.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Откуда берутся деньги? Виды
доходов.
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
1
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
1
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Собственность и доходы от нее.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Арендная
плата, проценты,
прибыль, дивиденды.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Социальные выплаты:
пособия.
пенсии,
1
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Как заработать деньги? Личные
деньги.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Мир профессий и для чего нужно
учиться?
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые
знания.
1
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Электронный текст как источник
информации.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Сопоставление содержания текстов
научного стиля.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Образовательные ситуации в текстах.
Критическая
оценка
степени
достоверности,
содержащейся в
тексте информации.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий,
научное
обоснование).
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Составление
плана
на
основе
исходного текста.
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи.
1
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Работа со смешанным
Составные тексты.
текстом.
1
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время,
деньги,
масса,
температура,
расстояние.
2
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Вычисление величины, применение
пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Ценность научного познания
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
2
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.
Инварианты: задачи на чередование,
разбиение на пары.
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Логические задачи,
помощью таблиц.
решаемые
с
2
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Графы и их применение в решении
задач.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество.
состояния вещества.
Агрегатные
1
Портал Российской электронной Ценность научного познания
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Атомы
и
Модели атома.
молекулы.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Ценность научного познания
Тепловые
явления.
Тепловое
расширение тел. Использование
явления теплового расширения для
измерения температуры.
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
1
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.
Кипение.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Представления о Вселенной. Модель
Вселенной.
Модель
солнечной
системы.
1
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.
Царства живой природы.
Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu. ru/)
1
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть
1. − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
Российский учебник.
Институт
стратегии
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
развития
Цифровые и электронные образовательные ресурсы: Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/
образования.
[Электронный
ресурс]