Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для 5 классов
Составитель программы:
Волгоград, 2025
3
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для 5 классов составлена на
основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования
(утвержден
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ №
43;
– рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно- нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и
воспитание детей, передача духовно- нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством
образования.
Образование
становится
средством,
обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано
решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
4
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем,
что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния
элементов деструктивной
идеологии. В этой
связи
формирование в сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5 классов продиктовано
важностью
целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности,
которая предполагает:
–
осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в
жизни современного человека;
– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
–
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;
–
приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной
деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций
и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное
внимание
в
программе придается современным научно-педагогическим подходам,
которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
–
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений,
которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их
дальнейшую жизненную траекторию;
–
рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового
и
эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
–
развитие
практических
навыков
и
познавательных
интересов
5
обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
–
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
–
понимания обучающимися 5 классов особой значимости института семьи
для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и
преемственности поколений;
–
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе
крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию
детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
–
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных
терминов;
–
формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
–
осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
–
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
–
обеспечение
осознания
обучающимися
своей
гражданской
и
социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций
рода и семьи;
–
содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой
семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
–
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности
6
в сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…» (4 часа)
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы
создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности. Семья и
брак в современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства
безопасности
и
ощущения
счастья.
Важность
для
ребенка
материальной
и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования
личности ребенка, его духовно-нравственного становления.
Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении
демографических
(многопоколенная)
семья как
проблем
исторический
современной
России.
Расширенная
феномен.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ» (8 часов)
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его
реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи
информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары.
7
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в
поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их
разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия,
семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных
традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов
родителей
и детей.
Образ
между собой, а также
семьи в художественных произведениях второй половины
ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости
от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с
бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных
родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…» (6 часов)
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего
8
«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и
способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и
сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая
функция
семьи.
Типичные
проблемы обустройства домашнего хозяйства у
семей с детьми и способы их решения.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и
финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов
и способы
рационального расходования детьми денежных средств.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми
для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…» (10 часов)
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и
детско- родительских отношений.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка,
честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов
семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг
9
другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими
по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной
жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути
выхода из
возникшего конфликта.
Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны
родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие
форм
совместных
приусадебном
семейных
участке
и
дел
пр.),
(уборка
и
оказывающих
ремонт квартиры/дома; работа на
позитивное
и
(или)
негативное
эмоционально-психологического
сближения
воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность
семейных
праздников
для
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы.
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и
личностном развитии ее членов.
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни
и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая
активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд,
полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними
проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры
здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни
семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности
для
здоровья
человека
и
способы
ее
поддержания
в
семье.
10
Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и
технологии (фитнес-браслеты, интернет- приложения и др.), способствующие укреплению
здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи
в
оздоровительных
мероприятиях и акциях России и региона (ГТО,
«Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО» (6 часов)
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная,
материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права
и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество
семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права
и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьведение» направлена
на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
–
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
11
–
обретение
положительного
образа
семьи,
родительства
(отцовства
и материнства), освоение традиционных семейных ценностей
России;
–
готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье,
классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
–
осознание
российской
поликультурном
и
идентичности
многоконфессиональном
в
обществе,
проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России,
семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
–
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных
ценностей, а также правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
–
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
5)
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
–
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
12
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
–
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8)
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
–
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
–
умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
–
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
социальных явлений и процессов;
–
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
–
делать
выводы
с использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
–
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
–
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
–
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
–
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
13
–
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
–
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков;
–
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
–
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
–
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений (индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
14
– делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
–
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
–
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
–
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
15
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной
сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных
норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
–
осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую
духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории
народов России;
–
формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
–
умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений с использованием источников разных типов (текстами,
иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
–
умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи,
для написания ее родословной;
–
умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
–
умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том
числе со старшими членами семьи;
–
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
–
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи;
–
(текстовой,
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
графической,
аудиовизуальной)
по
заданной
теме
из
различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при
16
работе в Интернете;
–
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
–
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при
планировании семейного бюджета.
Учебно-методическое обеспечение
1.
Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К. Болотова,
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 272 с.
2. Мартынюк О.Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов. – М. : Издательство
«Юрайт», 2024.
− 380 с.
3.
Обществознание : 11 класс : углубленный уровень : учебное пособие : в 2 частях. –
М. : Просвещение, 2023.
4.
Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества : учебное
пособие для вузов / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. −
331 с.
5.
Садовская В.С., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры. Психология
общения : учебник и практикум для вузов. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 169 с.
6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебник для вузов. − 6-е издание. − М. :
Издательство
«Юрайт», 2024. − 488 с.
7.
Андреева О.С., Козлова А.А. Вовлечение родителей в процесс обучения
школьников финансовой грамотности в начальной и средней школе // Преподавание
истории и обществознания в школе. – 2024. – № 2. – С. 9−15.
8.
Араловец Н.А. Городская семья в России 1897–1926 гг. Историкодемографический
аспект / Н.А. Араловец. – 2-е стер. изд. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 270 с.
9.
Виневская А.В. Инклюзивный проект «Путешествие в мир нравственности:
разговоры о семейных ценностях» // Педагогическое образование: Традиции и новации. –
2024. – № 1. – С. 65−69.
17
10.
Гут Ю.Н., Овсянникова Е.А., Доронина Н.Н., Лубкова А.А. Особенности
супружеских установок в семьях с разным уровнем психотерапевтичности общения //
Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. –№ 4. – Том 9. – С.
100−110.
11.
Кочергина О.А., Кирюшина О.Н. Основы семьеведения: инновация или
реновация // Педагогическое образование: Традиции и новации. – 2024. – № 2. – С. 64−74.
12. Красильников И.М. Формирование семейных ценностей у школьников при участии в
проекте
«Музицирование для всех» // Образ действия. – 2024. – Вып. 2 «Развитие личности в
системе общего образования (лучшие практики)». – С. 117−124.
13.
Кузнецова Е.В. Нормативно-правовая интеграция традиционных ценностей и
механизм правового регулирования семейных отношений // Укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и обеспечение прав человека в условиях
современных вызовов. Сборник научных статей. – Смоленск, 2023. – С. 54−64.
14.
Методические рекомендации по антикоррупционному просвещению родителей:
учебно- методическое пособие для родителей / И.А. Лобанов, О.А. Французова, О.Н.
Шапарина; под ред. И.А. Лобанова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования», 2022. – 58 с.
15.
Петрова М.А., Панин А.С. Методическая разработка цикла воспитательных
мероприятий в формате адвент-марафона «Семейные истории» // Образ действия. – 2024. –
Вып. 2 «Развитие личности в системе общего образования (лучшие практики)». – С.
131−144.
16.
Симбирцева Н.А. Семейное чтение: от ценности книги к духовнонравственным
ценностям (на примере сборников «Искра Божия») // Церковь. Богословие. История. –
2022. – № 3. – С. 306−311.
17.
Сухостав О.А., Смирнова Е.И. Физическое воспитание в семье как основа
здорового образа жизни подрастающего поколения // Перспективы науки. – 2021. – №
8(143). – С. 123−125.
18.
Тронь О.С. Семейные ценности как важный фактор традиционных ценностей
российского общества // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития.
Сборник материалов V Всероссийского симпозиума (с международным участием),
посвященного 145-летию уголовноисполнительной системы и 90-летию Академии права и
управления Федеральной службы исполнения наказаний. – Рязань, 2024. – С. 815−819.
18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семьеведение» (34 часа)
№ Наименование
Количество Дата
и
тем часов
изучения
п/п разделов
программы
Раздел 1. Человек, семья, общество (4 часа)
Как и для чего 1
1.
создается семья?
Формы организации
занятий
Электронные образовательные ресурсы
Беседа,
анализ https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
репродукций картин
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursa-
Доминирующее
направление
воспитания
Духовнонравственно
воспитание
vneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Семья как ценность
для ребенка
Беседа,
создание
схемы
«Значение
семьи
в
жизни
человека»
Эмоциональное
Сопоставление
3.
1
взаимопонимание
иллюстраций,
между родителями и
создание
детьми
энциклопедии
«Семья
–
наша
ценность»
Семья и ее роль в
4.
1
Беседа,
анализ
обществе
примеров семей из
литературных
произведений
и
кинематографа
Раздел 2. Мои родственники – похожие и разные (8 часов)
Родословная
моей 1
Составление
5.
семьи
родословных
2.
1
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
Духовнонравственно
воспитание
6.
Связь поколений
родственные
отношения
Беседа, составление
схемы «Сохранение
исторической
памяти о семье»
Проектная
деятельность
«Праздники
и
традиции
моей
семьи»
Создание
облака
слов
на
тему
«Ценности семьи»
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
7.
Праздники и традиции 1
моей семьи
8.
Роль
и 1
ответственность
родителей
в
современной семье
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
9.
Выстраивание
взаимоотношений
между родителями и
детьми в зависимости
от их возраста
Братья и сестры
1
Игра
«Продолжи
предложение»,
анализ
стилей
воспитания
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
1
Составление правил
конструктивного
взаимодействия
с
братьями и сестрами
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
11.
Чем ценны отношения 1
внуков с бабушками и
дедушками?
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
12.
Мои
близкие
и 1
дальние родственники
Анализ
иллюстраций
на
тему
«Межпоколенное
общение»
Игра «Самое главное
качество
моего
родственника»
Духовнонравственно
воспитание
Полоролевое
воспитание
Духовнонравственно
воспитание
10.
и 1
Раздел 3. О семейном уюте и не только (6 часов)
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
Духовнонравственно
воспитание
13.
Что мы называем 1
своим «домом»?
14.
Ведение домашнего 1
хозяйства
15.
Важность
1
планирования и учета
семейных доходов и
расходов
16.
Способы
экономии 1
семейного бюджета и
статьи, на которых не
следует экономить
17.
Красота, комфорт и 1
уют в доме
Распределение ролей 1
между родителями и
детьми
для
поддержания чистоты
и порядка в доме
Раздел 4. Важней всего – погода в доме (10 часов)
18.
Составление облака
слов
«Дом»;
составление
синквейна
«Дом
моей мечты»
Разработка правил
ведения домашнего
хозяйства
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Решение
практических задач,
направленных
на
планирование и учет
семейных доходов и
расходов
Решение
практических задач,
направленных
на
выявление
рациональных
способов
расходования
карманных денег
Игра «Красота и
комфорт в доме»
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
Полоролевое
воспитание
Трудовое
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Трудовое
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Беседа «Традиции https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
обустройства дома в - rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursaразных
регионах vneurochnoj-deyatelnosti-moyaРоссии»
semya- semevedenie-2024-g/
Трудовое
воспитание
Трудовое
воспитание
19.
Как
создать 1
благоприятную
семейную атмосферу?
20.
На чем
семья?
21.
Общение
супругов 1
друг
с
другом,
родителей с детьми,
старших
детей
с
младшими по вопросу
разногласий.
22.
Умение прощать и 1
просить прощения как
важные составляющие
семейной жизни
23.
Рост
1
самостоятельности
ребенка.
Умение
родителей
договариваться
с
детьми.
24.
Совместная досуговая
деятельность
держится 1
1
Обсуждение
пословиц,
художественных
произведение
о
семейной атмосфере
Беседа
«Нравственные
основы
взаимоотношений в
семье»
Заполнение таблицы
«Мое поведение в
семье»
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
Решение задач по
поиску
компромиссов при
зарождении
конфликта в семье
Обсуждение кейсов
конструктивной
поддержки
со
стороны родителей
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
Полоролевое
воспитание
Составление
перечня совместных
семейных дел
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
25.
26.
27.
28.
Важность семейных 1
праздников
для
эмоциональнопсихологического
сближения взрослых и
детей
Роль
семейных 1
прогулок,
туристических
походов
и
путешествий
в
сплочении семьи
Здоровье
членов 1
семьи и его роль в
полноценной
семейной жизни
Разработка проекта https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
«Моя
любимая - rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursaсемейная игра»
vneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Режим здорового сна 1
для взрослых и детей.
Личная гигиена и ее
влияние на образ
жизни семьи.
Раздел 5. Современная семья и право (6 часов)
29. Вступление в брак
1
30.
Меры
социальной 1
поддержки семей с
детьми. Социальные
гарантии для семей
Обсуждение
интересных
маршрутов
для
семьи на основании
интерактивной
карты
Обсуждение
важности здорового
образа
жизни.
Составление
домашнего меню
Беседа
о
возможности
участия семей в
оздоровительных
мероприятиях
на
территории нашего
города
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Формирование
ценности
здорового образа
жизни
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Формирование
ценности
здорового образа
жизни
Работа
с
фрагментами
Конституции РФ и
Семейного кодекса
РФ
Беседа о понятиях
«социальная
поддержка»,
«социальные
гарантии»,
«материнский
капитал»
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Духовнонравственно
воспитание
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Гражданское
воспитание
Деятельность
1
социальных служб по
поддержке
семьи:
консультационная,
материальная,
юридическая,
медицинская,
психологическая.
Личные
права
и 1
обязанности супругов,
равенство супругов в
семье
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
Знакомство
учащихся
с - rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursaэлектронными
vneurochnoj-deyatelnosti-moyaресурсами
semya- semevedenie-2024-g/
социальных служб
Гражданское
воспитание
Игра
«Права
обязанности
родителей»
и https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Гражданское
воспитание
33.
Права и обязанности
ребенка в семье
Гражданское
воспитание
34.
Обязанности
1
совершеннолетних
детей по отношению к
своим родителям и
родственникам
Игра
«Права
и https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
обязанности детей» - rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursavneurochnoj-deyatelnosti-moyasemya- semevedenie-2024-g/
Работа
с https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie
фрагментами
- rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursaправовых
vneurochnoj-deyatelnosti-moyaисточников
semya- semevedenie-2024-g/
31.
32.
1
Духовнонравственно
воспитание