Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Трель»
для 5-8 классов
Составитель программы:
учитель музыки
Каримова П.М.
Волгоград, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трель» разработана в соответствии
с:
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО);
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ №43;
Рабочей программой воспитания МОУ СШ № 43.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРЕЛЬ»
Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности
школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными
возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения
содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на
положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит
девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в
неделю, сформировать у детей соответствующие вокально- хоровые навыки невозможно.
Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное
сочетание урочной и внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Трель» учитывает соответствующий опыт
советского периода. Его переосмысление в контексте системно-деятельностного подхода
позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной
деятельности на основе обновлѐнных ФГОС общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной
культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство»
в целом, и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной
и познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в
общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению
поставленных
целей
способствует
решение
круга
задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся
наиболее важные направления, а именно:
— приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
— развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных
способностей обучающихся;
— формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России;
- практическое освоение интонационно-образного содержания произведений
отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья
обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРЕЛЬ» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Курс внеурочной деятельности изучается в 5-6 классе 1 раз в неделю (34 часа).
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ТРЕЛЬ»
5 класс
Тема 1. Упражнения, распевания. Упражнения на чѐткое, лѐгкое исполнение мелких
длительностей в подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная
точность и чѐткая дикция. Упражнения на развитие гармонического слуха (спеть нижний
звук из двух, средний звук из трѐх). Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие
гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу
секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия),
исполняемые различными штрихами. Пение гамм с названием нот и на разные слоги, пение с
переносом по тетрахордам. Распевания А. Яковлева, в т. ч. с элементами двухголосия,
ломаного арпеджированного движения мелодии.
Тема 2. Народные песни. Русские народные песни, музыка народов России, других
народов мира
Как у наших у ворот двухгол.)
Я с комариком плясала (двухгол.) Во кузнице (трѐх гол.)
Голос Родины моей. Тувинская народная песня. Обработка М. Грачѐва, русский текст О.
Грачѐва. Оп-майда. Киргизская народная песня. Русский текст Л. Дымовой.
Бульба. Белорусская народная песня. Русский текст О. Румер.
Путь в горах. Болгарская народная песня. Обработка А. Животова, перевод С. Болотина.
Четыре таракана и сверчок. Итальянская народная песня. Обработка О. Долуханяна.
Пер-музыкант. Норвежская народная песня (двухгол.). Шерсть ягнят. Французская народная
песня (двухгол.). Тема 3. Русская и зарубежная классика
Гимн ликования. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова.
Детские игры. Музыка В. Моцарта, русский текст Т. Сикорской.
Менуэт Экзоде. Музыка Ж. Векерлена, слова Ш. С. Фавара, перевод Ю. РимскойКорсаковой. Лесная песня. Музыка Э. Грига, слова Г. Х. Андерсена, перевод Т.
Ефременковой.
Жаворонок. Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника. Весна. Цветок. Музыка П.
Чайковского, слова А. Плещеева. Спящая княжна. Музыка и слова А. Бородина.
Горные вершины. Музыка А. Рубинштейна, слова М. Лермонтова. Песня о Москве. Музыка
Г. Свиридова, слова А. Барто.
Тема 4. Песни современных композиторов
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко. Утро. Музыка Р.
Бойко, слова С. Есенина.
Речкина песня. Музыка Е. Подгайца, слова М. Веховой.
Дарите музыку друг другу. Музыка О. Юдахиной, слова В. Степанова. Снилось мальчишке
море. Музыка Н. Мартынова, слова Л. Норкина. Весенняя песня. Музыка Р. Лагидзе, русский
текст М. Вайнштейн.
Новый год идѐт. Музыка и слова А. Ермолова. Кот лета. Музыка С. Плешака, слова Б.
Заходера.
Крылатые качели. Это знает всякий. (Из телефильма «Приключения Электроника».) Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
6
класс
Тема 1. Упражнения, распевания. Упражнения для развития гармонического слуха
(определение на слух в сравнении интервалов и аккордов), определение гармонических
функций (тоника, доминанта, субдоминанта). (Спеть нижний звук из двух, средний, нижний
звук из трѐх.) Упражнения на освоение двухголосного и трѐхголосного строя. Упражнения
на расширение динамического диапазона. Выработка энергичного, но не резкого f и мягкого,
но звучного р. Упражнения на контрастную смену динамики в т. Ч. В подвижном темпе.
Пение гамм с названием нот и вокализом, в т. Ч. Каноном. Пение кадансов (двухголосных,
трѐхголосных).
Тема 2. Русские народные песни. Музыка народов России, других народов мира
Калинка. Гибель Варяга. Вдоль по Питерской. Эх, ты, Ванька. Ой, по-над Волгой. Как по
первой по пороше. Тонкая рябина. В низенькой светѐлке. Уж вы мои ветры. Обработка В.
Попова Казачья колыбельная (двухгол.) Ах ты степь широкая (двух-трѐхгол.) Щедрик.
Украинская народная песня. Родина моя. Туркменская народная песня. Перевод И. Яунзем.
Что за черѐмуха. Латышская народная песня. Обработка П. Юрьяна, русский текст В.
Викторова. Камертон. Норвежская народная песня. Русский текст Я. Серпина (канон).
Музыканты. Французская народная песня (канон на три голоса). Липы снова цветут.
Немецкая народная песня.
Тема3. Русская и зарубежная классика
Dignare. Музыка Г. Ф. Генделя.
Ты шуми, зелѐный бор. Музыка И. С. Баха, слова Н. Тонского.
Душа моя поѐт. Музыка И. С. Баха, русский текст Ю. Фадеевой. Пастух. Музыка Й. Гайдна,
слова Я. Серпина.
Откуда приятный и нежный тот звон (хор из оперы «Волшебная флейта»). Музыка В.
Моцарта. Азбука. Музыка В. Моцарта.
Dona nobis pacem. Музыка В. Моцарта.
Слава солнцу! (канон) Музыка В. Моцарта.
Кофе. Музыка К. Геринга, русский текст К. Алемасовой (канон на три голоса). Аве, Мария!
Музыка Дж. Каччини.
Аве, Мария! Музыка Ф. Шуберта, слова К. Шубарта, русский текст А. Плещеева. Ave Verum.
Музыка В. Моцарта.
В путь. Куда. Мельник и ручей. Музыка Ф. Шуберта, слова Мюллера, перевод И. Тюменева.
Домик у моря. Музыка Р. Шумана, русский текст К. Алемасовой.
Хор мальчишек из оперы «Кармен». Музыка Ж. Бизе, русский текст А. Горчаковой. Вальс.
Ночной костѐр. Музыка Й. Брамса слова Э. Александровой.
Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод Свириденко. Утренняя молитва.
Музыка П. Чайковского.
Сирень. Музыка С. Рахманинова, слова Е. Бекетовой. Подснежник. Музыка А. Гречанинова,
слова Allegro.
Отвори, дитя, окошко. Музыка В. Ребикова, слова А. Плещеева.
Неаполитанская песенка. Музыка П. Чайковского, слова Т. Иващенко. Родина слышит.
Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского.
Тема 4. Песни современных композиторов
Эх, дороги. Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина. Закаты алые. Музыка и слова Н.
Осошника.
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко.
Край родной и любимый. Музыка А. Жилинского, слова Э. Залите, русский текст В.
Алатырцева. Я хочу, чтоб птицы пели! Музыка В. Пьянкова, слова Е. Каргановой.
Песенка про жирафа. Музыка Ю. Чичкова, слова Ю. Энтина. Спокойной ночи. Музыка Д.
Кабалевского, слова В. Викторова.
Ты слышишь, море. Музыка А. Зацепина, слова М. Пляцковского. Сказочка. Музыка Н.
Пескова, слова Б. Заходера.
Краски. Музыка И. Манукян, слова И. Векшегоновой. Перемена. Музыка А. Зарубы, слова Б.
Заходера.
Дом под крышей голубой. Музыка М. Славкина, слова В. Орлова. Дай мне руку. Музыка и
слова Ж. Колмагоровой.
Учительский вальс. Музыка и слова А. Зарубы.
Уходит лагерное лето. Музыка М. Ройтерштейна, слова Э. Дубровиной.
Календарные песни (Новый год. Весна-весняночка. Солнышко). Музыка Ж. Кузнецовой,
слова народные.
Песня о материнской любви. Зов синевы (из кинофильма «Синяя птица»). Музыка А.
Петрова, слова Т. Харрисона, русский текст Т. Калининой.
Марш весѐлых ребят (из кинофильма «Весѐлые ребята»). Музыка И. Дунаевского, слова
В. Лебедева- Кумача.
Прекрасное далѐко (из телефильма «Гостья из будущего»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Песенка о снежинке. Три белых коня. (Из телефильма «Чародеи»). Музыка Е.
Крылатова, слова Л. Дербенева.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРЕЛЬ»
Освоение программы внеурочной деятельности «Трель» направлено на достижение
трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом
теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике
выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в
первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное
предметное воплощение.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Трель» должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе
в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения,
отражѐнных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать
в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в
них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных
мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учѐтом моральных и духовных ценностей этического
и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов,
фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных
представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками
познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального
искусства, использование специальной терминологии.
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению
профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать
опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым
эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Трель»,
отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не
столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную
сферу деятельности обучающихся.
Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Трель» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной
деятельности — музыкального мышления, которое связано
соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
с
формированием
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
— сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и
стили музыкального искусства; —обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров
и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения,
жанра, стиля.
Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание
музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учѐтом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать
интонирование
музыкальныхпроизведений;
для
запоминания
звуковой
информации,
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства
определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами
(минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен
«соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых
универсальных учебных действий.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность.
Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную
социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из
немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность
каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Невербальная коммуникация:
— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать
публичного выступления;
интонационно-выразительные
возможности
в
ситуации
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе
дирижѐрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
—выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
поддерживать благожелательный тон диалога;
темы,
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная
деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социальнопсихологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
—уметь обобщать мнения нескольких
выполнять поручения, подчиняться;
людей,
проявлять
готовность
руководить,
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой,
коллективом.
Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают
подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в
общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные
учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия
приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку
личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого
коллектива в целом.
Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том
числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретѐнному опыту. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного
выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения
интонационную ситуацию;
другого
человека,
анализируя
коммуникативно-
—регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на
ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
пении
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения
различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и
многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов
России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных
композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами
хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать
значения дирижѐрских жестов, выполнять указания дирижѐра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах
результаты
коллективной
музыкально-исполнительской,
творческой
деятельности, принимать участие в культурно- просветительской общественной жизни.
5 класс
В исполнении создавать убедительный музыкальный образ, под руководством педагога
составлять исполнительский план песни, реализовывать его в пении;
чисто интонировать свою партию в удобном диапазоне (сопрано I: d1 — f2, сопрано II: d1
— d2, альты: h — c2), петь в академической манере, используя мягкую и твѐрдую атаку
звука; петь в динамическом диапазоне pp — f, сохранять подвижность, полѐтность звука, при
усилении громкости, владеть навыками филировки звука, различными штрихами;
исполнять основные виды двухголосия, в т. ч. каноны на два голоса в приму и терцию, образцы
гетерофонии, подголосочной полифонии, двухголосие с самостоятельными мелодическими
линиями голосов;
уметь пропевать не только свою партию, но и партии других голосов в разучиваемом
многоголосном произведении;
исполнять небольшую программу, разнообразную по характеру, образному строю, жанрам
и направлениям, состоящую из музыкальных произведений различной сложности, в т. ч.
несколько фрагментов из многочастных произведений (сюита, цикл);
с помощью педагога, старших товарищей уметь организовать собственное выступление,
исполнение 2—3 произведений (соло, в небольшом ансамбле) перед обучающимися
младших классов, родителями, сверстниками;
совершенствовать навыки певческого дыхания для формирования «опѐртого» звука:
небольшая задержка вдоха (сохранение вдыхательной установки), постепенный, экономно
расходуемый выдох;
сознательно контролировать качество певческой дикции, сохранять позиционную ровность
гласных в рабочем певческом диапазоне, соотносить применяемые в процессе пения правила
орфоэпии с жанром исполняемого произведения, сохранять качество дикции в подвижном
темпе (в т. ч. с пунктирным ритмом и сложными сочетаниями согласных звуков);
реализовывать в пении установку на сотрудничество и сотворчество с другими участниками
хора, дирижѐром, в том числе в условиях многоголосия, сознательно стремиться к выработке
хорошего хорового строя;
во время исполнения слушать и слышать: свою и другие хоровые партии, аккомпанемент,
гармонический и полифонический склад, фактуру музыкального произведения;
разучивать, исполнять свою партию по нотному тексту, выдерживая длительности, соблюдая
паузы, контролируя чистоту интонации;
подбирать на доступных музыкальных инструментах ритмические аккомпанементы,
простейшие гармонии к разучиваемым музыкальным произведениям, импровизировать,
сочинять мелодические подголоски в гетерофонных музыкальных произведениях;
определять на слух: мажорный, минорный, переменный лад, пентатонику; устойчивые,
неустойчивые ступени лада; количество одновременно звучащих звуков (1—2—3—4),
интервалы (консонансы и диссонансы, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима,
октава), гармонии (тоника, субдоминанта, доминанта);
понимать значение терминов и понятий: жанр, баркарола, серенада, скерцо, элегия,
музыкальная форма, рондо, цикл, сюита, полифония, гомофония, имитация, гармония,
тоника, доминанта, субдоминанта, консерватория, филармония, фестиваль;
сольфеджировать песни и попевки в процессе разучивания, в том числе с элементами
многоголосия; принимать участие в театрализации музыкальных произведений с
ориентацией на их «прочтение» в различных интерпретациях, взаимодействовать с
другими учащимися в процессе поиска различных вариантов сценического решения;
проявлять интерес к культурным событиям современности (просмотр музыкальных
телепередач, посещение выставок, концертов, создание своей музыкальной коллекции и т.
д.);
принимать участие в концертно-фестивальных выступлениях коллектива в школе и на
выездных мероприятиях, иметь опыт небольших творческих турне.
6 класс
Создавать музыкальный образ исполняемого произведения в соответствии с
драматургией его развития, использовать для этого оптимальный спектр выразительных
возможностей голоса (тембр, динамика, штрихи), дикции, мимики и жестов;
чисто интонировать свою партию в удобном диапазоне (сопрано I: d1 - fis2, сопрано II:
d1 - es2 альты: h - c2), петь в академической манере, а также отдельные произведения с
элементами эстрадно-джазового стиля, используя мягкую, при необходимости твѐрдую,
придыхательную атаку звука; петь в динамическом диапазоне pp — ff, сохранять полѐтность
тембра, гибкость звука, подключать вибрато при увеличении силы и яркости звучания,
владеть навыками филировки звука, уметь пластично переключаться между разными
приѐмами звуковедения, штрихов;
исполнять уверенно, интонационно чисто различные виды двухголосия в
произведениях гомофонно- гармонического и полифонического склада, участвовать в
исполнении произведений с эпизодическим трѐхголосием, простейшими видами трѐхголосия
(выдержанный тон в одном из голосов, остинато, подголоски, трѐхголосные каноны);
уметь выразительно исполнить не только свою, но и любую другую партию
изучаемого произведения;
исполнять среднюю по продолжительности программу, состоящую из музыки
различных жанров и стилей, в том числе некоторое количество виртуозных одноголосных и
многоголосных произведений, не менее одного многочастного произведения (сюита, цикл);
уметь без помощи взрослых организовать собственное выступление, исполнение 3—5
произведений (соло, в небольшом ансамбле) перед публикой;
самостоятельно или с группой одноклассников составлять исполнительский план
музыкального произведения, реализовывать его в пении;
в совершенстве овладеть навыками певческого, в т. ч. цепного дыхания, уметь
«предвидеть» величину музыкальной фразы и распределить певческий выдох, распределять
дыхание при исполнении крещендо и диминуэндо, пауз без смены дыхания в различных
темпах;
сознательно стремиться, добиваться творческого единства в процессе концертного
исполнения и во время репетиций с другими участниками хора, дирижѐром;
помогать младшим участникам хора в процессе разучивания хоровых партий,
организовывать личное шефство над юными хористами;
критически оценивать результаты репетиционной и концертной деятельности как
своей собственной, так и коллектива в целом, выявлять ошибки и стремиться к их
конструктивному преодолению;
импровизировать, сочинять вокальные и ритмические фрагменты, голоса, подголоски
в стиле и характере разучиваемых музыкальных произведений;
определять на слух: лады, интервалы, аккорды, основные гармонические функции, в т.
ч. доминантовый септаккорд, обращения трезвучий;
понимать значение терминов и понятий: стиль, камерные жанры, кантата,
оратория,месса, литургия, барокко, классицизм, романтизм;
сольфеджировать,
определять интервальный,
аккордовый
и
функционально- гармонический состав фрагментов изучаемых
произведений;
создавать убедительный сценический образ исполняемых произведений, в том числе с
элементами театрализации, сценического движения;
принимать участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, оказывать
посильную помощь учителю в организации выездных мероприятий;
заниматься самообразованием и развитием своего культурного кругозора (чтение книг
по искусству, посещение театров, концертов, создание своей музыкальной коллекции и т. д.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М., 2005.
2. Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнения для начальной школы. — М.;
Л.: Государственное музыкальное издательство, 1949.
3. Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб. статей. — М., 1953.
4. Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй / Сост. Б.Э.
Биринская. — Л., 1977.
5. Гембицкая Е. Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. — М., 1960.
6.Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 1: 1—4 классы. — М.,
1964.
7. Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.
8.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 1997.
9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.
10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.
11. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
12. Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческой атаки. — Л., 1971
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРЕЛЬ» 5-6 класс
5 класс
№ Тема занятия
п/п
Дата
Кол- проведения
занятий
во
часов
Форма
организации
занятия
Электронные
образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
Эстетическое
1-2 Распевания, упражнения для развития
певческого
аппарата
2
Беседа,
рассказ,
практика
http://schoolcollection.eduru/collection/
3-5 Музыкальная грамота, упражнения
для развития музыкального слуха
3
Слушание,
анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
6-9 Работа над репертуаром
4
Слушание,
анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
10- Народная музыка
13
4
Слушание,
анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection Патриотическое
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
14- Зарубежная классическая музыка
16
3
Слушание,
анализ
Слушание,
анализ
17- Русская классическая музыка
19
3
20- Музыка современных
24 композиторов
5
Беседа, рассказ,
упражнение,
исполнение
http://schoolcollection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
http://schoolcollection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
http://schoolcollection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
25- Индивидуальная работа с солистами,
29 творческие проекты
5
анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
30- Репетиции к концертам и другим
33 выступлениям
4
Выступлени е,
анализ
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/6
/
1
Выступление,
анализ
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection
/
https://resh.edu.ru/subject/
6/
34
Выступления
Эстетическое
Эстетическое
Патриотическое
Эстетическое
6 класс
№
п/п
Тема занятия
Колво
часов
Дата
проведения
занятий
Форма организации
занятий
Электронные
образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
1-2 Распевания, упражнения
для развития певческого
аппарата
2
Беседа, рассказ,
практика
http://window.edu.ru
http://www.school.edu.ru
3-6 Музыкальная грамота,
упражнения для
развития музыкального
слуха
4
Слушание, анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
7-11
Работа над
репертуаром
5
Слушание, анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
12-15 Народная музыка
4
Слушание, анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/ Патриотическое
https://resh.edu.ru/subject/6/
16- Зарубежная
18 классическая музыка
3
Слушание, анализ
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
19- Русская классическая
22 музыка
3
Слушание, анализ
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/ Патриотическое
https://resh.edu.ru/subject/6/
23-26 Музыка современных
композиторов
4
Слушание, анализ,
разучивание
http://schoolЭстетическое
collection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
27- Индивидуальная работа
29 с солистами, творческие
проекты
3
Эстетическое
анализ, разучивание http://schoolcollection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
4
Эстетическое
Выступление, анализ http://schoolcollection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
1
Эстетическое
Выступление, анализ http://schoolcollection.eduru/collection/
https://resh.edu.ru/subject/6/
30-33 Репетиции к
концертам и другим
выступлениям
34 Выступления
Эстетическое