Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Зам. директора по ВР
Директор МОУ СШ №
43
Попова О.И.
Протокол №1
от «28» 08 2025 г.
Зубков А.С.
от «29» 08 2025 г.
Стрепетов А.Г.
Приказ №___ от
«29» 08 2025 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Школьный музейный уголок»
для 3-4 классов
Составитель:
Терещенко И.Р., учитель
начальных классов
Волгоград
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный музейный уголок»
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ
№ 43.
- рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Школьный музейный уголок»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободные от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны,
формировать у школьников чувство национального самосознания.
«Школьный музейный уголок» - цикл еженедельных внеурочных занятий,
построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста,
гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному,
просветительскому материалу, идеям, основанных на традиционных ценностях
Российской Федерации.
Школьный музейный уголок, как форма образовательной и воспитательной работы,
создан по инициативе учащихся и педагогов школы. В музейном уголке школы учащиеся
занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников
истории, культуры, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным
подразделением, музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.
Основными целями и задачами курса внеурочной деятельности «Школьный
музейный уголок» являются:
Цели курса: создание условий для достижения учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей, создание
условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от
учебы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности,
со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности, реализации добровольческих инициатив.
Расширение
общественно значимых
знаний учащихся
о своей
родине, с
дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном
начале человека, о своем крае.
Задачи курса:
- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с
досугово-культурными учреждениями города;
- способствовать ранней профориентации учащихся: знакомство с основами
музейного дела и экскурсионной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности и творческих способностей;
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим
фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны, расширять исторический
кругозор;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и
исследовательской деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа
соответствует
федеральному
компоненту
государственного
образовательного стандарта и представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности обучающихся.
Программа рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное
распределение этого времени по неделям с целью проведение регулярных еженедельных
внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 40 минут.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная
деятельность, встречи, читательские и научные конференции, практические занятия.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
Содержание занятия
Вводное занятие – 1 час
Вводное занятие.
Задачи, содержание и значение работы кружка
«Школьный музейный уголок».
Особенности работы историков-краеведов.
Музей как институт социальной памяти – 2 часа
Происхождение музея. Профили Происхождение музея. Изучение музеев античного мира
и типы музеев.
и эпохи Возрождения. Первые национальные музеи.
Рассмотрение профилей и типов музея.
Специфика школьного музея как Выбор профиля и темы музея.
центра музейно-педагогической
и краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа
Понятия: музейный предметЗнакомство с понятиями: музейный предмет, предмет
предмет музейного назначения – музейного назначения, экспонат и работа с ними в
экспонат.
рамках школьного музея.
Классификация музейных предметов.
Способы изучения музейных
Основные критерии ценности музейного предмета.
предметов.
Уникальный и типичный музейный предмет.
Атрибуция – выявление основных признаков музейного
предмета.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
«Легенда» как способ фиксации сведений о музейном
предмете со слов владельца.
Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа
Экспедиции и краеведческие
Экспедиции и краеведческие походы как способ
изучения темы и основная форма комплектования
походы.
фондов.
Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в
Способы комплектования
библиотеках и архивах.
фондов школьного музея.
Привлечение данных различных вспомогательных
исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и
др.
Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов,
а также публикаций статей по результатам научных
исследований.
Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 4 часа
Работа с понятием: фонды школьного музея. Термины:
Фонды школьного музея и их
коллекция – фонд – единица хранения.
значение.
Комплектование музейных
Изучение структуры фондов: основной, научновспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и
фондов.
фонд временного хранения.
Учет музейных фондов.
Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Хранение музейных фондов.
Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Экспозиция школьного музея – 3 часа
Понятия: экспонат, экспозиция,
Работа с понятиями: экспонат, экспозиция,
экспозиционный комплекс.
экспозиционный комплекс.
Выставка (экспозиция временного характера) как
актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций.
Интерактивные выставки.
Этапы создания экспозиций.
Этапы создания экспозиции.
Тексты в экспозиции – виды и функции, правила
составления.
Работа с аудиторией – 3 часа
Аудитория школьного музея.
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной
школы или других школ, родители, жители посёлка,
воспитанники детских садов и т. д.
Разнообразие форм работы с аудиторией.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с
аудиторией.
Основные требования к музейной экскурсии.
Музейная экскурсия и ее
Этапы подготовки экскурсии.
подготовка.
Работа экскурсовода.
Рассмотреть работу экскурсоводов, их цели и задачи.
Изучение истории школьного музея – 4 часа
Рассмотреть школьный музей как источник изучения
Школьный музей – источник
родного края.
изучения родного края.
История создания школьного
История создания школьного музея.
Военно-исторический музей.
музея.
Выставка как форма презентации
коллекций.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Профиль музея: воспитание нравственности,
патриотизма, гражданственности.
Фонды и экспозиции школьного музея.
Фонды и экспозиции школьного
музея.
Направления работы школьного музея,
Направление работы школьного
исследовательская деятельность.
музея.
Историческое краеведение – 4 часа
Историческое краеведение как наука.
Историческое краеведение как
Объекты изучения.
наука.
Общественно полезный характер исторического
краеведения.
Записи историко-краеведческих
Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий.
наблюдений.
Как проводить беседы с очевидцами исторических
Как проводить беседы с
событий и записывать их воспоминания.
очевидцами исторических
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в
событий.
школьном музее.
Изучение и охрана памятников
Изучение и охрана памятников, связанных с историей
борьбы нашего народа за свою независимость в годы
Великой Отечественной войны.
Великой Отечественной войны.
Военно-патриотическая работа – 4 часа
Воспитательное значение военно-патриотической
Воспитательное значение
работы.
военно-патриотической работы.
Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой
Учителя школы – ветераны и
Отечественной войны.
труженики тыла ВОВ.
Организация фотовыставки.
Пропаганда героических подвигов советских воинов в
Пропаганда героических
годы Великой Отечественной войны.
подвигов советских воинов.
Ученики школы – защитники Отечества.
Ученики школы – защитники
Организация фотовыставки.
Отечества.
Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы – 2
часа
30. Как организовать историческую
Как определять цели и район экспедиции.
Как комплектовать группы и распределять обязанности.
поездку.
Как разрабатывать маршрут экспедиции.
31. Как организовать поездку по
Как определять цели и район экспедиции.
Как комплектовать группы и распределять обязанности.
местам боевой славы.
Как разрабатывать маршрут экспедиции по местам
боевой славы.
Изучение истории школы – 2 часа
Основные события в жизни школы. Учителя школы.
32. Основные события в жизни
Организация фотовыставки.
школы. Учителя школы.
29.
33.
34.
История деятельности
пионерской и комсомольской
организаций.
История деятельности пионерской и комсомольской
организаций по экспозиции школьного музея.
Подведение итогов – 1 час
Организация отчетной выставки. Как оформлять результаты практических работ кружка.
Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностные результаты
- В сфере гражданского воспитания: активное участие в жизни страны, родного
края и семьи; готовность в разнообразной совместной деятельности, стремление в
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности.
- В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, своей
школы; ценностное отношение к достижениям своей Родины (подвигам и трудовым
достижениям); уважение к историческому и природному наследию, памятникам и
традициям.
- В сфере духовно-нравственного воспитания: ценностное отношение к школе,
своему городу, народу, Родине, к героическому прошлому и настоящему нашего
Отечества; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
- В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к традициям своей школы и
своего народа в целом, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности культуры как средства коммуникации и самовыражения.
- В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности.
- В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- В сфере ценности научного познания: овладение языковой и читательской
культуры как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Метапредметные результаты
- В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации.
- В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижении результатов, разделять сферу ответственности.
- В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и
условиям; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности
«Школьный музей» представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
- Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
- История: соотносить события истории с событиями региональной историей
родного края и школы; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
людей; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактических материалах; уважение к историческому наследию
народов России.
Учебно-методическое обеспечение
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Школьный музей» (34 часа)
№
п/п
Наименование
разделов
и тем программы
Вводное занятие – 1 час
1. Вводное занятие.
Музей как институт
социальной памяти – 2
часа
2. Происхождение
Количе
ство
часов
Дата
изуч
ения
Формы
организации
занятий
Специфика
школьного музея
как центра
музейнопедагогической и
краеведческой
работы в школе.
Доминирующее
направление
воспитания
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
музея. Профили и
типы музеев.
3.
Электронные
образовательные ресурсы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Музейный предмет и
способы его изучения –
2 часа
Понятия:
музейный
предмет-предмет
музейного
назначения –
экспонат.
5. Способы
изучения
музейных
предметов.
Проведение научных
исследований
активом школьного
музея – 2 часа
6. Экспедиции и
краеведческие
походы.
1
Способы
комплектования
фондов
школьного музея.
4.
7.
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
1
Составление
тематического
буклета
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Фонды школьного
музея. Основные
направления
фондовой работы – 4
часа
8. Фонды школьного
музея и их
значение.
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
10. Учет музейных
фондов.
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
11. Хранение
музейных фондов.
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
9.
Комплектование
музейных фондов.
Экспозиция
школьного музея – 3
часа
12. Понятия:
экспонат,
экспозиция,
экспозиционный
комплекс.
13. Выставка как
форма
презентации
коллекций.
14. Этапы создания
экспозиций.
Работа с аудиторией –
3 часа
15. Аудитория
школьного музея.
16. Музейная
1
Работа с
историческими
источниками
1
Тематическая
выставка
1
Составление
карты-схемы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Составление
resh.edu.ru
экскурсия и ее
подготовка.
экскурсионного
буклета
Учи.ру
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
1
Составление
«репортажа с
места событий»
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
20. Фонды и
экспозиции
школьного музея.
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
21. Направление
работы
школьного музея.
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
23. Записи историкокраеведческих
наблюдений.
1
Работа с
историческими
источниками
resh.edu.ru
Учи.ру
24. Как проводить
беседы с
очевидцами
исторических
событий.
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
17. Работа
экскурсовода.
Изучение истории
школьного музея – 4
часа
18. Школьный музей
– источник
изучения родного
края.
19. История создания
школьного музея.
Историческое
краеведение – 4 часа
22. Историческое
краеведение как
наука.
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
27. Учителя школы –
ветераны и
труженики тыла
ВОВ.
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
28. Пропаганда
героических
подвигов
советских воинов.
1
Викторина
resh.edu.ru
Учи.ру
29. Ученики школы –
защитники
Отечества.
1
Беседа
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Составление
экскурсионного
буклета
resh.edu.ru
Учи.ру
25. Изучение и
охрана
памятников
Великой
Отечественной
войны.
Военнопатриотическая
работа – 4 часа
26. Воспитательное
значение военнопатриотической
работы.
Организация и
проведение
исторических
экспедиций, поездок
по местам боевой
славы – 2 часа
30. Как организовать
историческую
поездку.
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
31. Как организовать
поездку по местам
боевой славы.
Изучение истории
школы – 2 часа
32. Основные
события в жизни
школы. Учителя
школы.
33. История
деятельности
пионерской и
комсомольской
организаций.
Подведение итогов – 1
час
34. Организация
отчетной
выставки.
1
Составление
экскурсионного
буклета
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Устный рассказ
resh.edu.ru
Учи.ру
1
Отчетная
выставка
resh.edu.ru
Учи.ру
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание