Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный театр»
для обучающихся 5-7 классов
Составитель программы:
учитель начальных классов
Токарь Татьяна Александровна
Волгоград 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр»
составлена на основе ФГОС СОО, основной образовательной программы основного
общего образования МОУ СШ № 43, рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Школьный театр» представляет собой
комплексную программу, направленную на развитие творческих способностей,
актерского мастерства, коммуникативных навыков и эстетического вкуса учащихся.
Он охватывает широкий спектр театральных дисциплин, от основ актерского
мастерства и сценической речи до создания декораций и костюмов, что позволяет
каждому ученику найти занятие по душе и раскрыть свой потенциал.
Основная цель курса - создание условий для самореализации личности ребенка
через театральное искусство. В процессе обучения учащиеся не только осваивают
базовые навыки сценического мастерства, но и глубже познают литературу, историю,
культуру, развивают воображение, фантазию и критическое мышление. Особое
внимание уделяется формированию умения работать в команде, слушать и слышать
партнеров, принимать совместные решения, что является важным фактором успешной
социализации.
В процессе обучения учащиеся не только осваивают базовые навыки
сценического мастерства, но и глубже познают литературу, историю, культуру,
развивают воображение, фантазию и критическое мышление. Особое внимание
уделяется формированию умения работать в команде, слушать и слышать партнеров,
принимать совместные решения, что является важным фактором успешной
социализации.
Программа курса строится на принципах доступности, наглядности и
практической направленности. Теоретические знания подкрепляются практическими
упражнениями, играми, тренингами, что позволяет учащимся активно включаться в
процесс обучения и получать удовольствие от занятий. Кульминацией курса является
постановка спектаклей, где каждый ученик имеет возможность проявить себя в
выбранной роли, будь то актер, художник-декоратор, костюмер или осветитель.
В ходе реализации курса используются разнообразные формы работы: групповые
занятия, индивидуальные консультации, мастер-классы, посещение профессиональных
театров, участие в театральных фестивалях и конкурсах. Это позволяет учащимся
расширить свой кругозор, познакомиться с различными направлениями театрального
искусства и почувствовать себя частью большого творческого сообщества.
Курс «Школьный театр» способствует не только развитию творческих
способностей учащихся, но и формированию их общей культуры, воспитанию
нравственности, патриотизма и гражданской ответственности. Он помогает детям стать
более уверенными в себе, общительными, открытыми миру и готовыми к
самореализации в различных сферах деятельности.
Задачи:
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми
социальными группами
развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к
проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
формирование интереса к театру как средству познания жизни, духовному
обогащению
развитие творческих способностей
создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их
самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы,
преодолеть робость и застенчивость ознакомлению с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуре.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модули курса внеурочной деятельности «Школьный театр», разработанные с
учетом возрастных особенностей каждой параллели, предлагают погружение в мир
театрального искусства на протяжении всего учебного года. Занятия, проводятся 2
раза неделю и охватывающие в общей сложности 68 часов, позволяют создать
целостную и насыщенную программу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Театральная азбука: От игры к спектаклю» 5 класс (68 часов, 2
раза в неделю).
Раздел 1. Введение в мир театра (12 часов).
Знакомство с театром. Что такое театр? (История театра, виды театров,
театральные профессии). Актерское мастерство: Раскрытие себя (Этюды на внимание и
воображение, упражнения на раскрепощение). Голос и речь: Говорим правильно и
красиво (Дыхательные упражнения, скороговорки, работа над дикцией). Сценическое
движение: Язык тела (Основы сценического движения, развитие пластики).
Импровизация: Здесь и сейчас (Игры на импровизацию, создание миниатюр). Работа с
текстом: Чтение по ролям (Анализ текста, выразительное чтение, интонация).
Раздел 2. Создание спектакля (46 часов).
Создание персонажа: Кто я? (Разработка образа персонажа, характер, манеры).
Театральные игры: Учимся играя (Различные театральные игры, направленные на
развитие актерских навыков). Костюм и грим: Создаем образ (Знакомство с
театральным костюмом и гримом, основы создания образа). Декорации и реквизит:
Оформление сцены (Знакомство с декорациями и реквизитом, создание простых
элементов оформления). Подготовка к спектаклю: Репетиции (Репетиции выбранной
пьесы, работа над ролями, сценическим движением).
Раздел 3. Премьера (10 часов).
Премьера! Показ спектакля (Показ спектакля для зрителей, оценка работы).
Модуль «Сценическая речь и движение» 6 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
Раздел 1. Основы сценической речи (24 часа).
Вводное занятие (Знакомство с курсом, правилами поведения в театральной
студии). Дыхательная гимнастика (Основы правильного дыхания, упражнения на
развитие диафрагмального дыхания). Артикуляционная гимнастика (Разминка для
мышц лица и языка, упражнения на улучшение дикции). Работа над дикцией
(Скороговорки, чистоговорки, упражнения на четкость произношения различных
звуков). Развитие голоса (Упражнения на расширение голосового диапазона,
постановка голоса). Интонация (Знакомство с различными типами интонаций,
упражнения на передачу эмоций голосом).
Раздел 2. Основы сценического движения (20 часов).
Сценическое движение (Основы актерского мастерства, пластика, координация).
Сценическая походка (Различные типы походки, создание образа через движение).
Жесты (Значение жестов в сценическом действии, работа над выразительностью).
Мимика (Передача эмоций через мимику, развитие наблюдательности). Работа с
предметами (Использование предметов в сценическом действии, воображение).
Раздел 3. Этюды (12 часов).
Этюды на заданную тему (Развитие импровизации, работа в команде). Этюды на
развитие внимания (Упражнения на концентрацию, реакцию). Этюды на
взаимодействие (Работа с партнером, взаимопонимание).
Раздел 4. Работа над ролью и подготовка к показу (12 часов).
Анализ текста (Понимание смысла произведения, выявление ключевых
моментов). Работа над ролью (Создание образа персонажа, изучение текста роли).
Репетиции (Соединение сценической речи и движения, отработка мизансцен. Работа
над выразительностью, оттачивание деталей). Генеральная репетиция (Подготовка к
показу, устранение недочетов). Показ (Выступление перед зрителем. Анализ показа:
Разбор ошибок, выявление сильных сторон).
Модуль «Актерское мастерство: От этюда к образу» 7 класс (68 часов, 2 раза
в неделю).
Раздел 1. Основы актерского мастерства (16 часов).
Введение в актерское мастерство (Понятие роли, сверхзадачи, конфликта).
Развитие внимания и воображения (Игры и упражнения на концентрацию).
Сценическое движение и пластика (Основы пластики, координация).
Раздел 2. Инструменты актера (18 часов).
Сценическая речь (Артикуляция, дикция, интонация). Этюд как основа актерской
игры (Создание этюдов на заданные темы).
Раздел 3. Создание персонажа (20 часов).
Работа с характером персонажа (Анализ, перевоплощение). Работа с партнером
на сцене (Взаимодействие, взаимопонимание). Создание сценического образа (Грим,
костюм, поведение).
Раздел 4. Подготовка к показу и итоговому выступлению (12 часов).
Подготовка к показу этюдов (Репетиции, отработка деталей). Показ этюдов
(Обсуждение, анализ). Импровизация в актерском мастерстве (раскрепощение и
развитие актерской свободы). Работа с пространством сцены (осваиваем сценическую
площадку). Работа с текстом (анализ и интерпретация). Работа над ролью (разбор
драматического произведения).
Раздел 5. Итоговый показ (2 часа).
Подготовка к итоговому показу (Репетиции, отработка деталей). Итоговый показ
(Обсуждение, анализ).
Модуль «Создание сценического образа: от этюда к спектаклю» 8 класс (68
часов, 2 раза в неделю).
Раздел 1. Основы актёрского мастерства и погружение в образ (20 часов).
Введение. Образ персонажа: от замысла к воплощению. Работа над характером:
характерные черты и привычки. Этюды на заданную тему: импровизация и
эксперимент.
Раздел 2. Технические средства выразительности (20 часов).
Сценическая речь: дикция, артикуляция, интонация. Работа с текстом: анализ
пьесы и роли. Сценическое движение: пластика и координация.
Раздел 3. Постановка спектакля (26 часов).
Мизансцена: расположение актеров на сцене. Костюм и грим: создание
визуального образа. Музыкальное оформление спектакля. Репетиции: отработка сцен и
эпизодов. Генеральная репетиция.
Раздел 4. Премьера и рефлексия (2 часа).
Премьера спектакля. Анализ спектакля: успехи и недочеты.
Модуль «От замысла к воплощению» 9 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
Раздел 1. Подготовительный этап: Рождение идеи (14 часов).
Идея и выбор пьесы: как рождается спектакль. Драматургический анализ:
углубленное понимание текста.
Раздел 2. Творческая разработка: Создание мира спектакля (16 часов).
Режиссерская концепция: видение спектакля. Создание эскизов костюмов и
декораций: визуализация идеи. Подбор актеров: кастинг и работа с персонажами.
Раздел 3. Репетиционный процесс: От теории к практике (30 часов).
Репетиции: от этюдов к сцене. Работа над мизансценами: движение и
взаимодействие актеров. Музыкальное оформление спектакля: создание атмосферы.
Световое оформление спектакля: игра света и тени. Сценическая речь: работа над
дикцией и интонацией.
Раздел 4. Финальный этап: Премьера (8 часов).
Генеральная репетиция: сводим все элементы воедино. Премьера. Анализ и
обсуждение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Личностные результаты:
умение работать в коллективе;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
Познавательные УУД позволяют:
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого
текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерная программа внеурочной деятельности «Школьный театр для 5-11
классов» Театральный институт ми. Бориса Щукина Москва 2022 год
Р.Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр» http://biblioteka.teatr-obraz.ru
В.Стеценко «100 уроков театра» htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по
сценической
речи
и
актерскому
мастерству
infourok.ru›sbornik-zanyatiyporechimasterstvu
Сборник
игр
и
упражнений по
актёрскому
мастерству
Феофанова davaiknam.ru›text/sbornikigriuprajnenijpо
Актерское мастерство - 4Brain
https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/ Юмористические игры для детей.
Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое
пособие
–
практикум
«Основы
актёрского
мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Сайт
«Драматешка»
«Театральные
шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
Сайт
«Драматешка»
«Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Модуль «Театральная азбука: От игры к спектаклю» 5 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Дата
изучения
Формы
организации
занятий
Электронные
образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
Раздел 1. Введение в мир театра (12 часов)
1.
Знакомство с театром. Что такое
театр?
2
Беседа
https://resh.edu.ru/theatre/
2.
Актерское мастерство:
Раскрытие себя.
2
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
3.
Голос и речь: Говорим
правильно и красиво.
2
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
4.
Сценическое движение: Язык
тела.
2
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
5.
Импровизация: Здесь и сейчас.
2
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
6.
Работа с текстом: Чтение по
ролям.
2
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
Раздел 2. Создание спектакля (46 часов)
7.
Создание персонажа: Кто я?
6
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовно-
8.
Театральные игры: Учимся
играя.
6
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
нравственное;
трудовое;
9.
Костюм и грим: Создаем образ.
6
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
10.
Декорации и реквизит:
Оформление сцены.
6
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
11.
Подготовка к спектаклю:
Репетиции.
22
Практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
10
Концерт
https://resh.edu.ru/theatre/
гражданское
Раздел 3. Премьера (10 часов)
12.
Премьера! Показ спектакля.
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
Модуль «Сценическая речь и движение» 6 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Дата
изучения
Формы
организации
занятий
Электронные
образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
Раздел 1. Основы сценической речи (24 часа).
1.
Вводное занятие.
2
Беседа
https://resh.edu.ru/theatre/
2.
Дыхательная гимнастика.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
3.
Артикуляционная гимнастика.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
4.
Работа над дикцией.
6
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
5.
Развитие голоса.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
6.
Интонация..
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Раздел 2. Основы сценического движения (20 часов).
7.
Сценическое движение.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
8.
Сценическая походка.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
9.
Жесты.
4
Мастер-класс,
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
практикум
10.
Мимика.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
11.
Работа с предметами.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Раздел 3. Этюды (12 часов)
12.
Этюды на заданную тему.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
13.
Этюды на развитие внимания.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
14.
Этюды на взаимодействие.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
Раздел 4. Работа над ролью и подготовка к показу (12 часов)
15.
Анализ текста.
2
Практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
16.
Работа над ролью.
4
Практикум
https://resh.edu.ru/theatr
e/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
17.
Репетиции.
2
Практикум
https://resh.edu.ru/theatr
e/
18.
Генеральная репетиция.
2
Практикум
https://resh.edu.ru/theatr
e/
19.
Показ.
2
Концерт
https://resh.edu.ru/theatr
гражданское
e/
Модуль «Актерское мастерство: От этюда к образу» 7 класс (68 часов, 2 раза в неделю).
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Дата
изучения
Формы
организации
занятий
Электронные
образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
Раздел 1. Основы актерского мастерства (16 часов).
Введение в актерское
мастерство.
4
Беседа
https://resh.edu.ru/theatre/
2.
Развитие внимания и
воображения.
4
Беседа,
мастеркласс, практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
3.
Сценическое движение и
пластика.
4
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
1.
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
Раздел 2. Инструменты актера (18 часов).
4.
Сценическая речь.
8
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
5.
Этюд как основа актерской
игры.
10
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Раздел 3. Создание персонажа (20 часов).
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
6.
Работа с характером персонажа.
8
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
7.
Работа с партнером на сцене.
6
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
8.
Создание сценического образа.
6
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Раздел 4. Подготовка к показу и итоговому выступлению (12 часов).
9.
Подготовка к показу этюдов.
6
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
10.
Показ этюдов.
2
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
11.
Импровизация в актерском
мастерстве.
1
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
12.
Работа с пространством сцены.
1
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
13.
Работа с текстом.
1
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
14.
Работа над ролью.
1
Мастер-класс,
практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское
Раздел 5. Итоговый показ (2 часа).
15.
Подготовка к итоговому показу.
1
Практикум
https://resh.edu.ru/theatre/
16.
Итоговый показ.
1
Концерт
https://resh.edu.ru/theatr
e/
Эстетическое;
духовнонравственное;
трудовое;
гражданское