Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для 10 классов
Составитель:
педагог-организатор
Зубков А.С.
Волгоград, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа) для
обучающихся 10 класса общеобразовательных организаций составлена на основе требований и
положений:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413 (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 г.) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»);
- основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 43;
- рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
Нормативными основами разработки содержания программы являются:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О проведении в Российской
Федерации Года семьи»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до
2025 года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 996-р);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О проведении Года
семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи в целях популяризации
государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В
настоящее время на государственном уровне реализуются многочисленные меры, направленные на
поддержку семьи, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде
нормативных правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»,
распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»).
В распоряжении Правительства Российской Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г. «О плане
мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года» также отмечается необходимость проведения мероприятий, направленных на
популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства,
поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, распространение в субъектах
Российской Федерации лучших региональных практик реализации проектов и программ
родительского просвещения и семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся
образовательных организаций и их родителей (законных представителей) традиционных семейных
ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в воспитании
детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и семейных традиций. В то же
время в российском обществе констатируется кризисное состояние социального института семьи,
выражающееся в девальвации семейных ценностей и установок, увеличении возраста вступления в
первый брак и рождения детей, росте числа разводов, большой доле неполных семей и других
негативных тенденциях. Как следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных
отношений, что неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению в брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей.
Таким образом, актуальность программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для
обучающихся 10 класса общеобразовательных организаций обусловлена необходимостью
целенаправленной деятельности по формированию ценностного отношения к семье и браку, культуры
семейных отношений, нормативных представлений о моделях поведения и межличностных
отношениях в семье на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
социальных и семейных традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель курса — формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и
браку.
Основные задачи курса:
формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования человека, развития общества и обеспечения устойчивости государства;
стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье и браку,
поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в семье детей;
обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся на основе воспитания в духе
традиционных российских духовно- нравственных ценностей, соблюдения принятых в российском
обществе правил и норм поведения, поддержания социальных и семейных традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:
Аксиологическом подходе, который является ведущим в разработке содержания курса и
определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и целевую ориентацию на
формирование отношения подрастающего поколения к семье и браку на основе традиционных
российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое содержание курса определяет общее для всех
граждан Российской Федерации, вне зависимости от их мировоззренческих, культурных,
национальных, религиозных и других особенностей, содержание российских традиционных
ценностей, которое представлено в нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских
конституционных ценностей. Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого
содержания курса, которое определяется культурно-историческими особенностями и традициями
народов России, российских традиционных религий, отражает мировоззренческое, культурное
разнообразие граждан, семей, народов России, российского общества, регионов России,
образовательных организаций.
Исходя из этого, программа включает инвариантный (базовый) компонент, содержание
которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент, который формируется
с учетом региональной и местной социокультурной специфики, потребностей обучающихся и их
семей.
Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса на основе
знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими федеральной
образовательной программы соответствующего уровня образования, а также опору на содержательный
потенциал таких областей научных знаний, как психология, педагогика, социология, медицина,
экономика и право.
Системно-деятельностный подход обеспечивает практико-ориентированный характер
содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги — обучающиеся —
родители», использование вариативных методов, форм и средств освоения учебного материала с
акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы организации внеурочной деятельности при реализации программы предполагают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность. Предусмотрено использование ресурсов других
организаций (социальной сферы, культуры, спорта, здравоохранения, дополнительного и
профессионального образования, детских общественных организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и предполагает
включение в план внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
Личность. Быть или казаться (1 ч.) Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и
качества личности. Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование
личности. Свобода и ответственность личности. Личность и «личина». Пути и способы
самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости. Социальнокоммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста. Кризис юности и
условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование будущего. Планирование
будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса взросления и самоопределения
личности.
Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества,
определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое равноправие полов как
конституционная норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и качества будущего
спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
Семья как традиционная российская ценность (1 ч.) Традиционные российские духовнонравственные ценности — основа государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как
традиционная ценность. Ценности человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и
представлений человека о счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.
Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (1 ч.) Семейные ценности и
традиции — основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции — способ передачи из поколения в
поколение нравственных установок, ценностей, норм, образцов поведения, обычаев. Старшее
поколение — хранитель семейных традиций, семейной истории, основа семейной общности. Семейная
история — часть общего наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей как условие
поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.
Искусство быть вместе (1 ч.) Этика и культура семейного общения. Условия и правила
конструктивного общения. Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать,
принимать позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
Уклад семьи (1 ч.) Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции,
отношения — составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада семьи.
Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Защита проектов «Традиции моей семьи» (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.) Любовь в жизни человека. Любовь как
стимул к самосовершенствованию. Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника
жизни — основа благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа любви.
Романтические отношения (1 ч.) Этапы романтических отношений: знакомство, первое
свидание, знакомство с родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей
друг от друга. Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной
безопасности при знакомстве и в начале отношений.
Подготовка к созданию семьи (1 ч.) Личностная готовность к семейной жизни — главное
условие успешности брака и стабильности будущей семьи. Основные составляющие подготовки к
браку. Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.) Заключение брака — изменение социального статуса
человека и рождение новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое
событие в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности,
доверие супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье.
Первые годы в браке (1 ч.) Первые годы брака — формирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение
домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций.
Мотивы рождения детей (1 ч.) Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой
природы. Готовность стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи.
Статус родителя и подготовка к нему. Ответственное родительство.
Рождение ребенка. Родительство (1 ч.) Изменения в жизни семьи, связанные с появлением
ребенка. Освоение родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы
преодоления проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.) Принятие, поддержка, уважение, доверие как
составляющие родительской любви. Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей.
Соблюдение баланса в воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное слагаемое
родительства.
Родители и дети. Взаимоотношения поколений (1 ч.) Связь поколений — условие сохранения
традиций и ценностей семьи. Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших
родственниках. Уважение, доверие, забота — основа отношения детей к родителям.
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.) Семейный конфликт как противоречие
потребностей, интересов, ценностных установок супругов. Наиболее частые причины семейных
конфликтов. Условия и способы конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние
конфликтов на семью.
Преодоление семейных кризисов (1 ч.) Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины
возникновения семейных кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Способы и
условия преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов.
Защита проектов «Ответственное родительство» (2 ч.)
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
Здоровый образ жизни семьи (1 ч.) Здоровье человека как фактор личностного и
профессионального успеха. Здоровый образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем
здоровье в юности — профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового образа
жизни.
Полезные и вредные привычки (1 ч.) Влияние вредных привычек на благополучие семьи.
Полезные привычки, их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни.
Формирование привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.) Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со
здоровым образом жизни. Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к
осознанному родительству. Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные
возможности его диагностики и поддержания.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.) Психологическое здоровье, условия его сохранения:
способность адаптироваться к изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям,
развитая рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей,
гармоничные семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.) Экономика семьи — важная составляющая семейной
жизни. Финансовая грамотность — залог финансовой стабильности и благополучия.
Практикум «Семейный бюджет» (3 ч.)
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
Семейная политика Российской Федерации и меры государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Меры поддержки молодых
семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками пользования государственными
и социальными услугами — элемент правовой культуры семьи. Социальные и психологические
службы, общественные и религиозные организации — ресурс помощи и сопровождения семьи.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1 ч.) Семейное право и
семейное законодательство. Семейный кодекс — основа определения правового статуса семьи и ее
членов. Права, обязанности и законные интересы членов семьи. Принципы взаимодействия членов
семьи при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей. Правовая грамотность и ее значение
в жизни современной семьи.
Практикум «Семейное законодательство РФ» (2 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семьеведение» являются:
требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения федеральных
образовательных программ (ФОП) среднего общего образования, прежде всего в части содержания
образования о семье и браке, межличностных и социальных отношениях (в том числе в рамках
учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);
целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и брака на уровне
среднего общего образования.
Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности «Семьеведение» должно
обеспечивать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
принятие и приверженность традиционным российским духовно-нравственным (в том числе
семейным) ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование эгоизма,
безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака,
многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных
сексуальных отношений;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание крепкой семьи на
основе российских традиционных семейных ценностей;
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
в семье детей;
ответственное отношение к своим родителям, уважение к старшим;
неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты;
развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние
других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально значимой
трудовой деятельности в семье.
Метапредметные результаты:
освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в учебной, познавательной и
социальной практике;
совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
развитие
креативного мышления при решении
жизненных проблем;
овладение
навыками
учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
умение переносить знания, средства
и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;
умение самостоятельно работать с различными информационными источниками, оценивать
достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владение различными способами общения и взаимодействия, умение аргументированно вести
диалог;
владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков.
Предметные результаты:
овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные ценности,
ценностное отношение к семье и браку, систему межличностных отношений;
владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о браке и семье как
социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей и традиций, ответственном
родительстве;
владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;
владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах предотвращения и
преодоления семейных конфликтов и кризисов;
владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том
числе
репродуктивного, умение применять их на практике;
сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом реализации
вариативного ценностно-целевого содержания курса);
восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки явлений с
позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
умение применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной
жизни.
Освоение обучающимися курса предполагает присвоение ими ценностного содержания,
поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров воспитания могут
оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление знаний, решение практических
задач, поддержку инициатив обучающихся:
исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку, осознанному родительству и пр.
до начала курса и по итогам его освоения;
проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акциях по тематике курса и пр.
Учебно-методическое обеспечение
1. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А.
Петровская. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 272 с.
2. Мартынюк О.Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов. – М. : Издательство «Юрайт», 2024.
− 380 с.
3. Обществознание : 11 класс : углубленный уровень : учебное пособие : в 2 частях. – М. :
Просвещение, 2023.
4. Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества : учебное пособие для вузов /
Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 331 с.
5. Садовская В.С., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник
и практикум для вузов. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 169 с.
6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебник для вузов. − 6-е издание. − М. : Издательство
«Юрайт», 2024. − 488 с.
7. Андреева О.С., Козлова А.А. Вовлечение родителей в процесс обучения школьников финансовой
грамотности в начальной и средней школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2024.
– № 2. – С. 9−15.
8. Араловец Н.А. Городская семья в России 1897–1926 гг. Историкодемографический аспект / Н.А.
Араловец. – 2-е стер. изд. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 270 с.
9. Виневская А.В. Инклюзивный проект «Путешествие в мир нравственности: разговоры о семейных
ценностях» // Педагогическое образование: Традиции и новации. – 2024. – № 1. – С. 65−69.
10. Гут Ю.Н., Овсянникова Е.А., Доронина Н.Н., Лубкова А.А. Особенности супружеских установок в
семьях с разным уровнем психотерапевтичности общения // Научный результат. Педагогика и
психология образования. – 2023. –№ 4. – Том 9. – С. 100−110.
11. Кочергина О.А., Кирюшина О.Н. Основы семьеведения: инновация или реновация //
Педагогическое образование: Традиции и новации. – 2024. – № 2. – С. 64−74.
12. Красильников И.М. Формирование семейных ценностей у школьников при участии в проекте
«Музицирование для всех» // Образ действия. – 2024. – Вып. 2 «Развитие личности в системе общего
образования (лучшие практики)». – С. 117−124.
13. Кузнецова Е.В. Нормативно-правовая интеграция традиционных ценностей и механизм правового
регулирования семейных отношений // Укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и обеспечение прав человека в условиях современных вызовов. Сборник научных статей. –
Смоленск, 2023. – С. 54−64.
14. Методические рекомендации по антикоррупционному просвещению родителей: учебнометодическое пособие для родителей / И.А. Лобанов, О.А. Французова, О.Н. Шапарина; под ред. И.А.
Лобанова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования», 2022. – 58 с.
15. Петрова М.А., Панин А.С. Методическая разработка цикла воспитательных мероприятий в формате
адвент-марафона «Семейные истории» // Образ действия. – 2024. – Вып. 2 «Развитие личности в
системе общего образования (лучшие практики)». – С. 131−144.
16. Симбирцева Н.А. Семейное чтение: от ценности книги к духовнонравственным ценностям (на
примере сборников «Искра Божия») // Церковь. Богословие. История. – 2022. – № 3. – С. 306−311.
17. Сухостав О.А., Смирнова Е.И. Физическое воспитание в семье как основа здорового образа жизни
подрастающего поколения // Перспективы науки. – 2021. – № 8(143). – С. 123−125.
18. Тронь О.С. Семейные ценности как важный фактор традиционных ценностей российского
общества // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов V
Всероссийского симпозиума (с международным участием), посвященного 145-летию
уголовноисполнительной системы и 90-летию Академии права и управления Федеральной службы
исполнения наказаний. – Рязань, 2024. – С. 815−819.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
N
Наименование разделов и
п/п
тем
Кол-во
Дата
Формы организации
Электронные образовательные
Доминирующее
часов
изучения
занятий
ресурсы
направление
воспитания
1
2
Личность. Быть или
казаться
Эта трудная работа
взросления
1
1
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
Работа с цитатами, беседа.
https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskieПросмотр
rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursaкороткометражного фильма
«Фальшивка», обсуждение. vneurochnoj-deyatelnosti-moya-semyaЧтение и обсуждение
semevedenie-2024-g/
стихотворения Ю.
Левитанского «Каждый
институтвоспитания.рф
выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение
притчи.
Работа в группах: анализ
институтвоспитания.рф
таблицы «Возрастная
периодизация по Д. Б.
Эльконину».
Прослушивание и
обсуждение аудиозаписи —
В. Высоцкий «Песня о
возрасте».
Просмотр и обсуждение
видеоролика «Выбор».
Беседа о планировании
будущей семейной жизни.
Работа с иллюстративным
материалом
Духовнонравственное
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
3
Мужественность
и
1
женственность
4
Семья
как
традиционная
1
оссийская ценность
5
Что делает семью крепкой:
семейные ценности
и традиции
1
Работа в группах:
составление перечня
качеств, определяющих
мужественность и
женственность.
Работа с фрагментами
литературных
произведений,
иллюстрирующих понятия
мужественности и
женственности.
институтвоспитания.рф
Выполнение практического
задания по текстам
нормативных правовых
документов.
Выполнение практического
задания: заполнение
таблицы «Значимые
ценности».
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф «Доживем
до понедельника».
Чтение и обсуждение
притчи.
Работа с текстом о
семейных традициях,
обсуждение новеллы О.
Генри «Дары волхвов».
Работа в парах/минигруппах: «проектирование»
традиций воображаемой
будущей семьи
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
6
7
8
Искусство быть вместе
Уклад семьи
Защита проектов «Традиции
1
1
1
Защита проектов «Традиции
моей семьи»
институтвоспитания.рф
1
Презентация проекта
«Традиции моей семьи»
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
«Традиции моей семьи»
моей семьи»
9
Выполнение практического
задания: составление
памятки «Как правильно
общаться в семье».
Работа в группах:
обсуждение способов
выражения любви,
составление мини-текста о
способах выражения любви
в семье.
Чтение и обсуждение
фрагмента романа А. С.
Пушкина «Евгений
Онегин».
Работа с понятиями
«уклад», «семейный
уклад».
Чтение и обсуждение
фрагментов из
литературных
произведений (по выбору).
Презентация проекта
Духовнонравственное
институтвоспитания.рф
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
10
11
12
Любовь и влюбленность.
Выбор спутника жизни
Романтические отношения
Подготовка к созданию
семьи
1
1
1
Чтение и обсуждение
стихотворений Р. Рождественского, Б. Заходера.
Работа с иллюстративным
материалом. Беседа по
высказыванию Л. Н.
Толстого.
Работа с понятиями
«любовь» и
«влюбленность».
Выполнение практического
задания: заполнение
таблицы «Различия
отношений во
влюбленности и любви».
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф «Вам и не
снилось».
Работа в группах:
выполнение практических
заданий на темы
«Знакомство», «Первое
свидание»,
«Знакомство с
родителями».
Составление памятки
«Правила личной
безопасности при
знакомствах и общении в
Интернете и соцсетях».
Работа с понятием
«готовность к вступлению в
брак».
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
13
14
Свадьба. Становление семьи
Первые годы в браке
1
1
Выполнение практического
задания: заполнение
таблицы (знания, умения,
навыки, необходимые для
вступления в брак).
Работа в группах: анализ
классификации видов
готовности к браку и
оценка собственного
уровня готовности к браку.
Работа с иллюстративным
материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф «Лед-2».
Выполнение практического
задания: анализ фрагментов
нормативных документов.
Обсуждение результатов
мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение
фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк».
Просмотр и обсуждение
фрагментов х/ф «Одиноким
предоставляется
общежитие» и «По
семейным
обстоятельствам»
Выполнение практического
задания: заполнение
таблицы «Обязанности
супругов в семье»,
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
15
16
Мотивы рождения
детей
Рождение ребенка.
1
1
Родительство
17
Родительская любовь.
Воспитание детей
1
обсуждение.
Работа с иллюстративным
материалом и цитатами.
Обсуждение результатов
мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение
фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки
было».
Работа со справочной
информацией, беседа о
родительской
ответственности.
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф
«По семейным
обстоятельствам». Работа с
понятием «родительство».
Выполнение практического
задания «Введение в
понятие «родительство»».
Выполнение практического
задания: составление
характеристики
«идеального» родителя,
беседа.
Чтение и обсуждение
стихотворения А.
Вертинского «Доченьки».
Работа с понятием
«родительская любовь».
Чтение фрагментов из
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
18
Родители
и дети. Взаимоотношения
1
поколений
19
Конфликты в семье
и способы их преодоления
1
повестей Л. Н. Толстого
«Детство» и Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба», беседа.
Просмотр и обсуждение
видеофрагмента
«Безжизненное лицо».
Работа с цитатами о
родительской любви и
воспитании детей.
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф
«Чебурашка».
Прослушивание и
обсуждение песни И.
Саруханова «Дорогие мои
старики».
Обсуждение результатов
исследования традиций
семейного воспитания
ФГБНУ «ИИДСВ».
Чтение и обсуждение
притчи Л. Н. Толстого
«Старый дед и внучек»,
беседа.
Выполнение практического
задания «Слова
благодарности».
Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф
«По семейным
обстоятельствам». Работа с
понятием «конфликт».
Просмотр и обсуждение
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
Духовнонравственное
воспитание
20
Преодоление
семейных
1
кризисов
21
Защита проектов
1
«Ответственное
22
23
фрагментов х/ф «Вам и не
снилось», «Однажды
двадцать лет спустя».
Выполнение практического
задания: анализ типологии
конфликтов, заполнение
таблицы.
Беседа. Работа с понятиями
«кризис», «семейный
кризис».
Работа со справочной
информацией (типология
семейных кризисов),
обсуждение.
Выполнение практического
задания: заполнение
таблицы, сопоставление
понятий «конфликт»
и «кризис».
Работа в группах:
проектирование советов по
преодолению семейных
кризисов.
Защита проектов
институтвоспитания.рф
нравственное
воспитание
институтвоспитания.рф
«Ответственное
родительство»
Защита проектов
1
родительство»
Защита проектов
«Ответственное
«Ответственное
родительство»
Здоровый образ
родительство»
Обсуждение результатов
мониторинга ценностных
жизни
1
Духовно-
Духовнонравственное
институтвоспитания.рф
воспитание
Духовнонравственное
институтвоспитания.рф
воспитание
Формирование
ценностей
семьи
24
Полезные и вредные
1
привычки
25
Основы репродуктивного
1
здоровья
26
Психологическое здоровье
1
ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение
м/ф «Ваше здоровье».
Беседа о здоровом образе
жизни.
Выполнение практического
задания: заполнение
кластера «Здоровый образ
жизни».
Обсуждение результатов
мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Работа с цитатами,
понятием «привычка».
Беседа о формировании
полезных и вредных
привычек.
Чтение и обсуждение
притчи.
Работа с понятием
«репродуктивное
здоровье».
Работа в группах:
определение факторов,
влияющих на
репродуктивное здоровье;
формулирование правил
сохранения
репродуктивного здоровья.
Вводная беседа. Работа с
иллюстративным
здорового и
безопасного
образа жизни,
ответственного
отношения к
своему
здоровью
институтвоспитания.рф
Формирование
ценностей
здорового и
безопасного
образа жизни,
ответственного
отношения к
своему
здоровью
институтвоспитания.рф
Формирование
ценностей
здорового и
безопасного
образа жизни,
ответственного
отношения к
своему
здоровью
институтвоспитания.рф
Формирование
ценностей
семьи
27
Экономическое
1
материалом, определением
понятий «стресс»,
«психологическое
здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах:
определение и обсуждение
критериев
психологического здоровья
семьи.
Беседа о влиянии стресса на
семью, работа со схемой
«Стадии развития стресса».
Просмотр и обсуждение
учебного фильма
«Управление деньгами».
Беседа о семейном бюджете
и финансовой грамотности.
Выполнение практического
задания: анализ семейного
бюджета.
Беседа о финансовых
рисках. Составление
памятки «Предупреждение
финансовых рисков».
Составление семейного
бюджета
Составление семейного
1
бюджета
Составление семейного
1
благополучие семьи
29
Практикум «Семейный
бюджет»
Практикум «Семейный
30
бюджет»
Практикум «Семейный
28
бюджет»
1
бюджета
здорового и
безопасного
образа жизни,
ответственного
отношения к
своему
здоровью
институтвоспитания.рф
Трудовое
воспитание
институтвоспитания.рф
институтвоспитания.рф
Трудовое
воспитание
Трудовое
институтвоспитания.рф
воспитание
Трудовое
воспитание
31
Семейная политика
1
Российской Федерации и
меры государственной
поддержки семьи
32
Правовые
аспекты
1
семейной жизни: права и
обязанности членов семьи
33
Практикум «Семейное
1
Работа с цитатами.
Анализ нормативных
документов.
Беседа о мерах
соцподдержки семьи со
стороны государства.
Выполнение практического
задания: работа
с порталом «Госуслуги» и
официальным сайтом ФСС,
изучение существующих
мер социальной поддержки.
Выполнение практических
заданий: работа с
материалами о мерах
поддержки молодых семей.
Работа в группах:
составление таблицы
«Права и обязанности
членов семьи».
Выполнение практических
заданий: работа с текстом
«Семейное право. Права и
обязанности супругов и
других членов семьи».
Просмотр и обсуждение
фрагмента м/ф «Три
богатыря и Шамаханская
царица».
Беседа о возможности
оформления супругами
брачного договора.
Работа с нормативными
институтвоспитания.рф
Гражданское
воспитание
институтвоспитания.рф
Гражданское
воспитание
институтвоспитания.рф
Гражданское
34
законодательство в РФ»
Практикум «Семейное
законодательство в РФ»
1
документами
Работа с нормативными
документами
институтвоспитания.рф
воспитание
Гражданское
воспитание