Изменения в план внеурочной деятельности СОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы среднего
общего образования (СОО) основной образовательной программы МОУ СШ № 43. Он
является нормативным документом, определяющим распределение часов внеурочной
деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности школьника.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС СОО понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ среднего общего образования. Внеурочная деятельность является обязательной
частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Для
организации внеурочной деятельности школа самостоятельно разрабатывает и утверждает
рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности
или их части могут реализовываться как в очной форме, так и с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой
воспитания и социализации, Программой по духовно-нравственному развитию и воспитанию
обучающихся, рабочей программой воспитания МОУ СШ № 43.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения
гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья и
направлена на решение следующих задач в контексте ФГОС:
•

выявление интересов, склонностей учащихся к различным видам деятельности, а также их
способностей и возможностей;

•

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;

•

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
•

•

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

•

расширение рамок общения с социумом.

В образовательной организации используется модель организации внеурочной
деятельности на основе принципов учёта потребностей учащихся и их родителей, учета
социокультурных и региональных особенностей учреждения, оптимизации использования

учебного и каникулярного периодов учебного года. Внеурочную деятельность реализуют
учителя – предметники, классные руководители и педагогами организаторами.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА

Цели и задачи внеурочной деятельности:
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив; создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учёбы время.

СТРУКТУРА НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
среднего общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех
обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в
том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (четверг, по расписанию).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии.
Направления внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление внеурочной
деятельности

Количество
часов в неделю

Основное содержание занятий

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся

Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности «Разговоры
о важном»

1

Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся

1

Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся «Россия мои
горизонты»

1

Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к своей Родине –
России,
населяющим
ее
людям,
ее
уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения
в обществе.
Основные темы: занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной
истории
и
пониманием
сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основная
цель:
развитие
способности
обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах
жизнедеятельности,
(обеспечение
связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой,
направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: курс
внеурочной деятельности.
Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников
к
осознанному
выбору
направления
продолжения
своего
образования и будущей профессии, осознание
важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей
профессиональной
и

Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся

1

внепрофессиональной деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей
и интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к
культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному изучению учебных предметов
или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия,
связанные
с
освоением
регионального компонента образования или
особыми
этнокультурными
интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих
затруднения в освоении
учебной
программы или трудности

в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии
и развитии способностей и
талантов

4

Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально

3

Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие
творческих
способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие
им любви к спорту и побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских,
поэтических или
писательских клубах и т.п.);
занятия
школьников
в
спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.

ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления,
на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий

Основная
задача:
обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
макро
и
микро
коммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
волонтерских,
трудовых,
экологических
отрядов,
создаваемых
для
социально
ориентированной работы;
выборного
Совета
обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего
и
организующего
проведение
личностно
значимых
для
школьников
событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников,
флешмобов);
творческих
советов,
отвечающих
за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из
наиболее авторитетных
старшеклассников группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, которая предоставляет учащимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
План внеурочной деятельности ООП СОО включает в себя:
план организации деятельности ученических сообществ, направленный на развитие
активной жизненной позиции и формирование осознанного выбора профессии;
план реализации предметных курсов внеурочной деятельности, по выбору
обучающихся, направленных на формирование развивающей образовательной среды;

план воспитательных мероприятий, цели и задачи которых направлены на достижение
планируемых личностных результатов.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства
на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности:
Модель плана внеурочной
деятельности
Преобладание

Содержательное наполнение
- занятия по профильному (углубленному) изучению

учебно-познавательной деятельности

отдельных предметов;
занятия
обучающихся
по
формированию
функциональной грамотности;
занятия
обучающихся
с
педагогами,
сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность;
профориентационная занятия обучающихся.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Формами организации внеурочной деятельности в МОУ СШ № 43 являются:
еженедельные внеурочные аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, школьные детские объединения, олимпиады, соревнования,
общественно-полезные практики, предметные недели, тематические игры, выполнение
творческих и социальных проектов, семейные праздники, и т.д.
Реализация курсов внеурочной деятельности осуществляется через ежедневные занятия
и интенсивы. Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с
расписанием по внеурочной деятельности.
Также при организации внеурочной деятельности используются несистемные занятия
(воспитательные мероприятия, Всероссийские профориентационные проекты, работа над
индивидуальным образовательным проектом, тематические образовательные события, а
также через занятия в объединениях, обеспечивающих общеинтеллектуальное социальное
направление
развития
личности),
реализуемые
классными
руководителями,
педагогамиорганизаторами в рамках плана воспитательной работы. Несистемные занятия
реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по
предметам с применением модульной системы.

Классы

Общее количество часов в текущем учебном году
Количество часов в год по
Всего за 2 года
классам (годам обучения)
обучения
10 класс
11 класс

Максимально допустимая
нагрузка в год на ученика
Максимальная фактическая
нагрузка по ОУ на одного ученика
Реализуемое количество часов,
согласно количеству
классов/групп

340

340

680

340

340

680

340

340

680

Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы.
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями, местным
сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными
организациями.
№
1.

2.

3.

4.

Социокультурное взаимодействие школы
Учреждения дополнительного образования и
Формы взаимодействия
культуры
Центр детского творчества Дзержинского
Кружковая работа
Творческие конкурсы, смотры,
района Волгограда
выставки
ЦДОД «Олимпия»
Детский онкогематологического центра ГБУЗ
Социальное проектирование
«Волгоградский областной клинический
Обучение
онкологический диспансер»
Тематические праздники
Центр реабилитации для детей инвалидов
«Квартал»
ВООБФ «Дети в беде»
МБУ СШОР №7
Занятия обучающихся в
ГАУ ВО ЦРГ «Динамо»
спортивных секциях
Спортивные соревнования
ВолГМУ
Информационное сопровождение
учебного процесса
Встречи-беседы

Сотрудничество с другими организациями
акции, беседы, совместные
Сотрудничество
с
ГИБДД
в
рамках профилактической работы по безопасности мероприятия, конкурсы;
движения
совместная профилактическая работа
Сотрудничество с КДН и ЗП Администрации - совместная профилактическая работа по
Дзержинского райна Волгограда, ПДН ОП № правонарушениям
3 УМВД России по г. Волгограду в рамках
профилактической работы по
правонарушениям
МДЦ «Перекресток»
- совместная профилактическая работа
ООО «Общее дело»

Сотрудничество с Пожарной охраной, МЧС
мероприятиях, посещение пожарной части

-

участие команды школы в конкурсных
совместная профилактическая работа

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие)
того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности
обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
Укрепление здоровья воспитанников;
Развитие творческой активности каждого ребёнка;
Снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
Укрепление связи между семьёй и школой.
Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации
и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой
осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий.
Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
организация работы с кадрами;
организация работы с ученическим коллективом;
-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными
партнёрами; - мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Результаты внеурочной деятельности учащихся могут быть отслежены через участие детей в
общешкольных, районных, городских, краевых, всероссийских мероприятиях; участия
обучающихся, в конкурсах различного уровня, в школьной научно-исследовательской
конференции.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Нормативно-правовое обеспечение:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и ФЗ от 08 августа 2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно - методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
2. Информационное обеспечение:
-

проведение мониторинга образовательных запросов;

информационно-коммуникационные
технологии,
обеспечивающие
процессы
планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности; - официальный
сайт школы.
3. Научно-методическое обеспечение:
- создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности; интеграция в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к
повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через диссеминацию

передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникативных
технологий.
4. Кадровое обеспечение:
Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа
системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового
поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности,
обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью
к непрерывному процессу образования.
Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 43 Дзержинского района
Волгограда» для 10-11 классов, реализующих федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования
Направление внеурочной деятельности

Наименование курсов

10 класс 11 класс

Часть, обязательная для всех обучающихся

Информационнопросветительские «Разговоры о важном»
занятия патриотической, нравственной
и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
«Функциональная грамотность»
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных
«Россия - мои горизонты»
интересов и потребностей обучающихся

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся

«Проектная деятельность»

Занятия, направленные на удовлетворение «Легкая атлетика»
интересов и потребностей обучающихся в «Школьный театр»
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и

1

развитии способностей и талантов

«Медиацентр»

1

1

«Школьный спортивный клуб»

1
Занятия, направленные на удовлетворение
«Я – волонтер»
социальных интересов и потребностей
РДДМ «Движение первых»
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов ученического самоуправления, на
организацию совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной «Юнармия»
направленности

Итого

1

1

1

1

1

1

10

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».