Изменения в план внеурочной деятельности ООО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела
образовательной программы основного общего образования (ООО) основной образовательной
программы МОУ СШ № 43. Он является нормативным документом, определяющим
распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне
развитой личности школьника.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС ООО понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных).
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой
воспитания и социализации; Программой по духовно-нравственному развитию воспитанию
обучающихся.
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса. Для организации внеурочной
деятельности школа самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы
внеурочной деятельности, которые являются обязательной частью содержательного раздела
основной образовательной программы. Программы внеурочной деятельности или их части
могут реализовываться как в очной форме, так и с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой
форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно - спортивные, детские общественные
объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.

В образовательной организации используется модель организации внеурочной
деятельности на основе принципов учёта потребностей учащихся и их родителей, учета
социокультурных и региональных особенностей учреждения, оптимизации использования
учебного и каникулярного периодов учебного года. Внеурочную деятельность реализуют
учителя – предметники, классные руководители и педагогами организаторами.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА
Цель и задачи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - на уровне основного общего образования является
создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом
системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности на уровне основного общего образования:
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся
- включение обучающихся в разностороннюю деятельность
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

с

педагогами,

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
- создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время
- углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы
время - подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном
мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, за
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса

возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех
обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в
том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (четверг, по расписанию).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии.
часы, отведенные на
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений.
Направления внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление внеурочной
деятельности

Количество
часов в неделю

Основное содержание занятий

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности «Разговоры
о важном»

1

Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к своей Родине –
России,
населяющим
ее
людям,
ее
уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения
в обществе.
Основные темы: занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в

Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся

1

Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся «Россия мои
горизонты»

1

современной России: знанием родной
истории
и
пониманием
сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основная
цель:
развитие
способности
обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах
жизнедеятельности,
(обеспечение
связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой,
направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: курс
внеурочной деятельности.
Основная
цель:
развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников
к
осознанному
выбору
направления
продолжения
своего
образования и будущей профессии, осознание
важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей
профессиональной
и
внепрофессиональной деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования;

создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.

Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся

2

Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей
и интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к
культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному изучению учебных предметов
или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия,
связанные
с
освоением
регионального компонента образования или
особыми
этнокультурными
интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих
затруднения в освоении
учебной
программы или трудности
в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии
и развитии способностей и
талантов

6

Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления,
на

3

Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие
творческих
способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие
им любви к спорту и побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских,
поэтических или
писательских клубах и т.п.);
занятия
школьников
в
спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
макро
и
микро
коммуникаций,

организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий

складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
волонтерских,
трудовых,
экологических
отрядов,
создаваемых
для
социально
ориентированной работы;
выборного
Совета
обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего
и
организующего
проведение
личностно
значимых
для
школьников
событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников,
флешмобов);
творческих
советов,
отвечающих
за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из
наиболее авторитетных
старшеклассников группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной
деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей
программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех
уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели
плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий:
Модель плана внеурочной деятельности

Содержательное наполнение

занятия обучающихся с педагогами,
Преобладание
деятельность
детских
деятельности ученических сообществ и сопровождающими
общественных
объединений
и
органов
воспитательных мероприятий
ученического самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов
специально организованных внеурочных занятий,
посвященных
актуальным
социальным,
нравственным проблемам современного мира;
занятия
обучающихся
в
социально
ориентированных объединениях: экологических,
волонтерских и т.п.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Формами организации внеурочной деятельности в МОУ СШ № 43 являются: еженедельные
внеурочные аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции,
школьные
детские
объединения,
олимпиады,
соревнования,
общественнополезные практики, предметные недели, тематические игры, выполнение
творческих и социальных проектов, семейные праздники, и т.д.
Реализация курсов внеурочной деятельности осуществляется через ежедневные занятия и
интенсивы. Системные курсы реализуются по всем направлениям, в соответствии с
расписанием по внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного
руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.
Объем внеурочной деятельности в 5-9 классах
Количество часов в год по классам (годам
Всего за
обучения)
5 лет
Классы
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс обучения
Максимально допустимая
340
340
340
340
340
1700
нагрузка в год на ученика
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до
1750 часов на уровне основного общего образования).
Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы.
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями, местным
сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными
организациями.

№

Социокультурное взаимодействие школы
Учреждения дополнительного образования и
Формы взаимодействия
культуры

1.

2.

3.

4.

Центр детского творчества Дзержинского
района Волгограда
ЦДОД «Олимпия»
Детский онкогематологического центра ГБУЗ
«Волгоградский областной клинический
онкологический диспансер»
Центр реабилитации для детей инвалидов
«Квартал»
ВООБФ «Дети в беде»
МБУСШОР №7
СДЮСШОР №2
ГАУ ВО ЦРГ «Динамо»
Региональное
отделение
ВВПОД «Юнармия»

РДДМ

Кружковая работа
Творческие конкурсы, смотры,
выставки
Социальное проектирование
Обучение
Тематические праздники

Занятия обучающихся в
спортивных
секциях
Спортивные соревнования
Обучение обучающихся
Совместные концерты,
выступления учащихся.
Ученическое самоуправление
Встречи-беседы со
знаменитостями

Сотрудничество с другими организациями
акции,
беседы,
совместные
Сотрудничество
с
ГИБДД
в
рамках профилактической работы по безопасности мероприятия, конкурсы;
движения
совместная профилактическая работа
Сотрудничество с КДН и ЗП Администрации
Дзержинского райна Волгограда, ПДН ОП №
3 УМВД России по г. Волгограду в рамках
профилактической работы по
правонарушениям
МДЦ «Перекресток» ООО
«Общее дело»
Сотрудничество с Пожарной охраной, МЧС
мероприятиях, посещение пожарной части

- совместная профилактическая работа по
правонарушениям

- совместная профилактическая работа
- участие команды школы в конкурсных
- совместная профилактическая работа

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельности
–
непосредственное
духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином
виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и ФЗ от 08 августа 2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно - методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

функциональной

грамотности

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды

обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
2. Информационное обеспечение:
проведение мониторинга образовательных запросов;
информационно-коммуникационные
технологии,
обеспечивающие
процессы
планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности; - официальный
сайт школы.
3. Научно-методическое обеспечение:
- создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности; интеграция в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к
повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через диссеминацию
передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникативных
технологий.
4. Кадровое обеспечение:
Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа
системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового
поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности,
обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к
непрерывному процессу образования.

Таблица-сетка часов плана внеурочной деятельности
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда» для 5-9-х классов,
реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Направление внеурочной деятельности
Наименование курсов 5 а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
класс класс класс класс класс класс класс класс

9а
класс

9б
класс

Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационно- просветительские
занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся

«Разговоры о важном»
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Функциональная
грамотность»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Тропинка к
профессии»

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Россия – мои
горизонты»

Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией
особых
интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и

«Основы финансовой
грамотности»
«Мой родной край»

1

1

1

1

«Общая физическая
подготовка»
«Спортивные игры»
«Настольный теннис»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

талантов

«Школьный театр»

1

1

1

1

1

1

«КВН движение»
«Трель»
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическое сопровождение
деятельности социально
ориентированных ученических
сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности
Итого

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Юный пожарный
«Отважный»»

1

1

«Юные инспекторы
движения
«Перекресток»»
«Семьеведение»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».