МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43 Дзержинского района Волгограда» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МОУ СШ № 43 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» для обучающихся 5-9 классов Волгоград 2024 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................ 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Семьеведение»........................................................................................................ 8 Личностные результаты ....................................................................................... 8 Метапредметные результаты ............................................................................. 10 Предметные результаты ..................................................................................... 13 Содержание курса внеурочной деятельности «Семьеведение» .......................... 15 Тематическое планирование.................................................................................. 22 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика курса Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований: – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации; – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Семейный кодекс Российской Федерации. Актуальность курса Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ у обучения представителей и воспитания, молодого способствующих поколения приверженности формированию традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, 3 обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации. Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает: – осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека; – приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей; – формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям; – приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям. Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно4 педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся. Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его содержание предполагает: – освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию; – рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта; – развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений. Цель и задачи курса Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия. Изучение курса направлено на формирование: – четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни; – понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений; – ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, 5 в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей. В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено: – ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; – формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; – осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем; – содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями; – обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи; – содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию; – ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем; – обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений. Место курса в образовательном процессе Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом 6 различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное время в следующих вариантах: – для младших подростков (5–7 классы); – для старших подростков (8–9 классы). В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах. Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов. Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения. 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) гражданское воспитание: – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи; – понимание роли семьи как социального института в жизни человека; – обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России; – готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе; – понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2) патриотическое воспитание: – осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России; 3) духовно-нравственное воспитание: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм; 8 – способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание: – восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; 5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; – соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде; 6) трудовое воспитание: – установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической инициировать, планировать и социальной и направленности, самостоятельно выполнять способность такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7) ценности научного познания: – овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: – освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью; – умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. 9 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; – выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. Базовые исследовательские действия: – проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; – эффективно запоминать и систематизировать информацию. 10 Коммуникативные универсальные учебные действия: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; – знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе); – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); – делать выбор и брать ответственность за решение. 11 Самоконтроль, эмоциональный интеллект: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся (недостижения) результатов обстоятельствам; – объяснять причины достижения деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций. Совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); 12 – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы; – осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России; – формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины; – умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами); – умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной; – умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.; 13 – умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи; – умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи; – умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками; – умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; – овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; – умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; – умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета. 14 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…» Как и для чего создается семья? Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовнонравственные ценности. Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье 1. Семья и брак в современном обществе. Семья как ценность для ребенка Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения. Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми. Семья и ее роль в обществе Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен. В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать только в 8–9 классах. 1 15 Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе. РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ» История семьи Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его реконструкции (описания). Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода). Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи. Родители Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.). Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей. 16 Братья и сестры Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература). Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления. Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей. Мои близкие и дальние родственники Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций. РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…» Что мы называем своим «домом»? Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности. Ведение домашнего хозяйства Основные составляющие Хозяйственно-экономическая домашнего функция семьи. (семейного) Типичные хозяйства. проблемы 17 обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками. Семейный бюджет Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования. Семейный быт Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения. Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России. РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…» Как создать благоприятную семейную атмосферу? Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность 18 благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы. На чем держится семья? Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи. Как избегать конфликтов в семье? Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам. Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта. Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы. Что помогает семье объединиться? Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт 19 квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей. Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.). Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона). Здоровый образ жизни в семье Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания. Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»). 20 РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО» Вступление в брак Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор. Поддержка государством семей с детьми Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня». Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психологопедагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей. Права и обязанности родителей и детей Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку. Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование Количество п/п разделов и тем курса часов Программное содержание Форма работы / характеристика деятельности обучающихся внеурочной деятельности Раздел 1. «Человек, семья, общество…» 1.1 Как и для чего 1 создается семья? 1.2 Семья как ценность для ребенка 1 Семья в различные исторические эпохи – Беседа на основе презентации «Семья от древности до современности: мотивы в различные исторические эпохи». создания семьи и вступления в брак. Анализ репродукций картин известных Семья и духовно-нравственные ценности. художников, посвященных семье в разные Выбор спутника жизни. Особенности исторические эпохи. брачно-семейных отношений. Изменение Создание плаката «Современная семья». ролей мужчины, женщины и детей в семье. Дискуссия на тему «Выбор спутника Семья и брак в современном обществе жизни» Крепкая семья, основанная на любви, Беседа и создание схемы «Значение семьи как основа для формирования у ребенка в жизни человека». чувства безопасности и ощущения счастья. Анализ предложенных ситуаций, Важность для ребенка материальной показывающих влияние семьи на жизнь и психологической поддержки подростка со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его 22 духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения 1 Семья как среда, ориентированная Сопоставление иллюстраций, отражающих на создание уникальных условий психологические отношения родителей для саморазвития и личностной и подростка (взаимное доверие/недоверие; самореализации детей и родителей. рациональная оценка/недооценка; Эмоциональное взаимопонимание между поддержка и сочувствие/равнодушие; родителями и детьми, сочувствие и принятие адекватные требования/неадекватные ребенка в семье требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми и родителями. Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» 1.3 Семья и ее роль в обществе 1 Семья как первичная ячейка общества, Беседа «Семья и ее основные функции». ее важность в самосохранении и развитии Анализ примеров семей по страницам общества. Семья и ее основные функции. художественной литературы, кинематографа Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический 23 феномен. Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе Итого по разделу 4 Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные» 2.1 История семьи 1 1 Родословная моей семьи. Семейное Составление родословных (родовое) генеалогическое древо и правила на основе предложенных учителем его реконструкции (описания) и/или обучающимися макетов Важность сохранения исторической памяти Беседа на основе презентации «Способы о поколениях рода (семьи). Способы сохранения исторической памяти о семье». передачи информации о связи поколений Составление схемы «Как в моей семье и родственных отношениях: семейные сохраняется память о поколениях». архивы, фотоальбомы, мемуары. Знакомство с электронными ресурсами, Примерная модель поиска и обработки позволяющими искать и обрабатывать информации по истории семьи (рода) информацию об истории своей семьи, и разработка алгоритма действий 1 Предания и традиции моей семьи. Ценности Проектная деятельность «Предания семьи, передающиеся из поколения и традиции моей семьи». в поколение. Семейная память и семейная Практикум «Семейные традиции» гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные 24 путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи 2.2 Родители 1 Особая роль и ответственность родителей Обсуждение отрывков из художественной в современной семье. Роль мужчины литературы, кинофильмов, в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. мультипликационных фильмов Материнство. Любовь, взаимное принятие о гармоничных отношениях в семье. и поддержка как базовые ценности Создание облака слов на тему «Ценности взаимоотношений супругов между собой, семьи» а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.) 1 Особенности выстраивания Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». взаимоотношений между родителями Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я и детьми в зависимости от их возраста оказался на месте своих родителей, то...» и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей 2.3 Братья и сестры 1 Конструктивное взаимодействие детей Обсуждение темы «Взаимоотношения с братьями, сестрами. Общение с братьями с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо 25 и сестрами в семье – необходимый опыт ли быть единственным ребенком в семье», для создания в будущем собственной семьи. «Нас в семье двое/трое», «У меня много Отношения братьев и сестер братьев и сестер». в художественных произведениях Составление правил конструктивного (мультипликация, кино, литература). взаимодействия с братьями и сестрами. Проблема психологического неприятия Обсуждение кейсов о конструктивном и конкуренции между разновозрастными взаимодействии детей с братьями и сестрами и сводными детьми в семье и пути ее преодоления 2.4 Чем ценны отношения Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, Анализ иллюстраций на тему внуков с бабушками эмоционально теплое общение внуков «Межпоколенное общение». и дедушками? с бабушками и дедушками. Уважительное Анализ ситуаций, отражающих отношение к старшим членам семьи. конструктивное взаимодействие внуков Чувство благодарности старшим. Почитание с бабушками и дедушками, для выработки старших в семье. Забота о пожилых членах бесконфликтной стратегии поведения. семьи, помощь по дому. Межпоколенное Практикум «Уважение к старшим и помощь общение как способ передачи и усвоения в семье» 1 накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. 26 Доверительное общение внуков с бабушками и дедушками 2.5 Мои близкие Многообразие родственных отношений. Игра «Самое главное качество моего и дальние Важность поддержания добрых родственника» на основе родословной. родственники и уважительных родственных отношений Продолжение разработки коллективной для сохранения межпоколенных связей электронной энциклопедии «Семья – наша и семейных традиций ценность» Место проживания семьи и важность его Составление облака слов «Дом» на основе восприятия для супругов и детей как своего ассоциаций. «дома». Дом – это место защищенности, Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» уюта и эмоциональной теплоты. или «Дом моей мечты» Итого по разделу 1 8 Раздел 3. «О семейном уюте и не только…» 3.1 Что мы называем 1 своим «домом»? Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности 3.2 Ведение домашнего хозяйства 1 Основные составляющие домашнего Беседа на основе презентации «Семейное (семейного) хозяйства. Хозяйственно- хозяйство в разные исторические периоды экономическая функция семьи. развития России». Типичные проблемы обустройства Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства у семей с детьми домашнего хозяйства и способы их решения. Плюсы и минусы 27 совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками 3.3 Семейный бюджет 1 Важность планирования и учета семейных Анализ схемы «Семейный бюджет». доходов и расходов. Семейный бюджет Решение практических задач, направленных и финансовая «подушка безопасности». на планирование и учет семейных доходов Равноправие мужа и жены в решении и расходов финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции 1 Способы экономии семейного бюджета Решение практических задач, направленных и статьи, на которых не следует экономить. на выявление рациональных способов Карманные деньги детей. Основные расходования карманных денег приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования 3.4 Семейный быт 1 Красота, комфорт и уют в доме. Важность Игра «Красота и комфорт в доме» на основе совместных усилий родителей и детей предложенных карточек (иллюстрации, в решении проблем определения предметы интерьера). 28 оптимального бюджета, выбора стиля Составление облака слов по теме «Уют оформления, материалов, технических в доме» решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения 1 Важность достижения договоренностей Обсуждение презентации «Традиции в распределении ролей между родителями обустройства дома (семейного хозяйства) и детьми для поддержания чистоты в разных регионах России». и порядка в доме. Традиции обустройства Проектная деятельность по теме «Мой вклад дома в разных регионах России в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» Итого по разделу 6 Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…» 4.1 Как создать Здоровая семейная атмосфера как залог Обсуждение пословиц, отрывков благоприятную устойчивости внутрисемейных отношений. из художественных произведений, семейную атмосферу? Доминирующие положительные эмоции, видеосюжетов о семейной атмосфере. тон общения, настроение, взаимное доверие Обсуждение модели благоприятной и открытость, взаимопомощь и поддержка психологической атмосферы в семье. как важные составляющие супружеских Проектная деятельность в рамках 1 и детско-родительских отношений. Важность темы «Многодетность как важный 29 благоприятного семейного психологического компонент благоприятной семейной климата для развития ребенка в семье атмосферы» и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы 4.2 На чем держится 1 семья? Нравственные основы взаимоотношений Беседа по теме «Нравственные основы в семье: любовь, верность, взаимная взаимоотношений в семье». поддержка, честность. Мужественность Анализ учебных кейсов о конструктивном и женственность. Умение слушать взаимодействии членов семьи. и слышать друг друга, допущение разных Беседа о мужественности взглядов членов семьи на одну и ту же и женственности бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи. Конструктивное взаимодействие членов семьи 4.3 Как избегать конфликтов в семье? 1 Общение супругов друг с другом, а также Обсуждение темы общения в семье родителей с детьми, старших детей на основе презентации. 30 с младшими по поводу возникающих Заполнение таблицы «Мое поведение разногласий как важнейшее правило в семье» гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам 1 Умения прощать и просить прощения как Решение учебных кейсов, направленных важные составляющие счастливой семейной на поиск компромисса при зарождении жизни. Компромиссы в отношениях между конфликта в семье супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта 1 Рост самостоятельности ребенка Анализ кейсов, показывающих как норма для взрослеющей личности конструктивную поддержку со стороны и важность правильного отношения родителей в ситуации поиска подростком родителей к этой тенденции. Умение «правильного» варианта решения жизненной родителей договариваться с детьми как проблемы. основа гармоничных взаимоотношений. Обсуждение полученных результатов Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска 31 ребенком варианта решения жизненной проблемы 4.4 Что помогает семье 1 объединиться? Совместная досуговая деятельность как Составление перечня совместных семейных важный фактор сплочения семьи. дел на основе личного опыта и анализа Разнообразие форм совместных семейных информации, предложенной учителем дел (уборка и ремонт квартиры/дома; (в виде иллюстраций, видеосюжетов) работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей 1 Важность семейных праздников Конкурс проектов «Моя любимая семейная для эмоционально-психологического игра». сближения взрослых и детей. Игры как Обсуждение результатов проектов. важный элемент семейного досуга. Составление алгоритма проектирования Распространенные виды семейных игр, семейного праздника их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.) 1 Роль семейных прогулок, туристических Обсуждение интересных маршрутов походов и путешествий в сплочении семьи для семьи на основе интерактивной карты. и личностном развитии ее членов. Проект «Семейное путешествие/турпоход» 32 Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона) 4.5 Здоровый образ жизни 1 в семье Здоровье членов семьи и его роль Обсуждение важности здорового образа в полноценной семейной жизни. жизни на основе презентации учителя Здоровый образ жизни и его ключевые и личного социального опыта. составляющие: здоровое питание, Составление домашнего меню здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ним проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания 1 Режим здорового сна для взрослых Обсуждение возможностей участия членов и детей. Личная гигиена и ее влияние семьи в оздоровительных мероприятиях на образ жизни семьи. Способы на территории России на основе презентации. 33 преодоления вредных привычек в семье. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей Важность физической активности семье». для здоровья человека и способы Продолжение разработки коллективной ее поддержания в семье. электронной энциклопедии «Семья – наша Здоровьесберегающие мероприятия ценность» (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи») Итого по разделу 10 Раздел 5. «Современная семья и право» 5.1 5.2 Вступление в брак Порядок регистрации брака в Российской Работа с фрагментами Конституции Федерации. Брачный возраст. Порядок Российской Федерации и Семейного кодекса и условия заключения брака в современной Российской Федерации. России. Брачный договор Обсуждение важности вступления в брак Меры социальной поддержки семей Обсуждение понятий «социальная государством семей с детьми. Социальные гарантии для семей. поддержка», «социальные гарантии», с детьми Материнский капитал и ипотека «финансовые организации», Поддержка 1 1 34 для молодых семей. Меры государственной «материнский капитал». поддержки многодетных семей в Российской Решение практических задач для понимания Федерации. Звание «Мать-героиня» возможностей использования семьями услуг финансовых организаций 1 Деятельность социальных служб Обсуждение деятельности социальных (организаций) по поддержке семьи: служб по поддержке семьи на основе консультационная, материальная, презентации. юридическая, медицинская, психолого- Знакомство школьников с электронными педагогическая. Семейные психологи ресурсами социальных служб и специалисты в сфере образования по работе с семьей 5.3 Права и обязанности родителей и детей 1 Личные права и обязанности супругов, Работа с фрагментами правовых источников. равенство супругов в семье. Игра «Права и обязанности родителей» Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку. 35 Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей 1 Права и обязанности ребенка в семье. Права Работа с фрагментами правовых источников. несовершеннолетних детей на владение, Игра «Права и обязанности детей» пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность 1 Обязанности совершеннолетних детей Работа с фрагментами правовых источников. (с 18 лет) по отношению к своим родителям Анализ сайта Уполномоченного и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. по правам ребенка Завершение создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» Итого по разделу 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 36