Рабочая программа курса внеурочной деятельности Спортивные игры

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»

Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МОУ СШ №43
__________ А.Г. Стрепетов
Приказ № 123 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Спортивные игры»
возраст обучающихся: 13 -16 лет
срок реализации: 1 год

Волгоград, 2024
1

Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности по спортивно - оздоровительному
направлению «Спортивные игры» для обучающися 13-16 лет рассчитана на 34
часа в год (1 раз в неделю) и подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС .
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на
заседании методического объединения принято решение по проектированию
комплексной
программы
кружковой
деятельности
по
спортивнооздоровительному направлению для обучающихся 7-9 классов.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, в творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены
доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических
способностей.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
В процессе изучения данной программы учащиеся имеют возможность расширить
свои знания и приобрести практические навыки по спортивным играм (баскетбол,
стрит-бол, волейбол, мини-футбол) и состязаниям.
Программа спортивные игры является продолжением курса «Физическая
культура» раздела: спортивные игры и состязания.
Направленность программы «Спортивные игры» -развивающая, ориентирована на
создание у школьников представления о данных спортивных направленных на
развитие физических качеств и укрепления здоровья.
Актуальность программы - в повышении интереса учащихся к занятиям
физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни.
Целесообразность программы - в овладении физической, технической и
тактической подготовками спортивных и национальных игр занимающимися для
успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских
соревнованиях и использование этих игр в внеурочное время.
Цели и задачи.
Цель-укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности
к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В процессе работы по изучению спортивных и национальных игр решаются
следующие задачи: -привитие учащихся к национальной культуре через
национальные игры и состязание;
2

-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической
культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;
-развитие духовных и физических качеств личности;
-освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на
укрепление своего здоровья;
-формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных
игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил
соревнований;
-коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.)
Методы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой
опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям спортивных игр и
более успешного решения образовательных, воспитательных задач на занятиях
рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих
занятий.
Практические методы:
Метод упражнений (многократное повторение упражнений). Метод
соревновательный (применяется после образования необходимых навыков).
Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный.
Срок реализации программы-1 год. Режим занятий- 1 раз в неделю.
1.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и
предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через
формирование базовых национальных ценностей; предметные - через
формирование основных элементов научного знания, а метапредметные
результаты - через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей
ценности человека;
3

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор
поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных
нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и
осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа
жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,
взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных
факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению
здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с
окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности:
Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и
произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные
секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
2.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при
решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
2. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны
знать:
4

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
2.1. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут
получить знания:
- значение спортивных игре развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной
техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и
тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
спортивных игр; могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
5

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность
состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей
выполнения программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественных показателях физического
развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической
подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
2.2. Способы проверки результатов
1. зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
2. тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня
сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
3. анкетирование;
4. участие в соревнованиях;
5. сохранность контингента;
6. анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Материально-техническое обеспечение Оборудование спортзала:
1. Перекладина гимнастическая (пристеночная).
2. Стенка гимнастическая.
3. Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
4. Палка гимнастическая.
5. Скакалка детская.
6. Мат гимнастический.
7. Кегли
8. Планка для прыжков в высоту.
9. Стойка для прыжков в высоту.
10. Рулетка измерительная.
11. Щит баскетбольный тренировочный.
12. Сетка для переноса и хранения мячей.
13. Волейбольная сетка универсальная.
14. Сетка волейбольная.
15. Мяч малый (теннисный).
Пришкольный стадион (площадка), игровое поле для мини-футбола.
Мультимедийное оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Разработки игр.
6

Рабочая программа кружка «Спортивные игры»
Наиме Тема
новани занятий
е
раздел
а
Ловляпереда
чиведени
е

Тип
занятия

Тех. безоп. Вводные
в
(комб.)
спортивных
играх. Элементы игры
в баскетбол.

Остановки,
повороты.

Броски
мяча
кольцо

Комбинир
ованные

Комбинир
в ованные

Элементы
содержания

Требования к Вид
уровню
конт
подготовки
роля

Упраж. ОФП
и тех. безоп.:
инстр. 05-1040-75
Передвижен
ия. Правила
занятий
баскетболом.
Ловля, передачи
мяча,
ведение; в их
сочетании.
Упраж.
ОФП.
В движении
ловляпередача
мяча
–
остановки,
повороты.
Основные
правила
игры.
Упраж.
ОФП.
Разминка
баскетболист
а. Передача в
движении.
Ведение
левой,
правой
рукой.
Остановки в

Знать требования по тех.
безоп. Уметь
вести, передавать мяч.

Собе Упра
седо ж.
ваОФП
ние

Уметь выполнять элементы
игры в движении.
Знать
правила игры.

Опро Упра
с
ж.
осно ОФП
вных
прав
ил
выпо
лнен
ия

Знать
спец.
упраж. баскетбола. Уметь
выполнять
броски.

Инд Упра
ивид ж.
уОФП
альн
ый
прос
мотр

7

Д/з

Дата
пров
еден
ия №
п/п
заня
тия

Комбинир
ованные

Прием Вырывание, Комбинир
ы
выбивание ованные
овладе мяча.
ния
мячом

Перехват,
накрывание.

Комбинир
ованные

Тактич Взаимодейс Комбинир
еские т-вие
ованные
действ игроков.
ия
в
нападе

два
шага.
Броски
с
места,
в
движении.
Разминка
баскетболист
а.
Броски мяча
с места, в
движении, в
прыжке.
Двухсторонн
ие игры.
Индивидуаль
ная
разминка.
Вырывание
мяча,
выбивание в
двойках.
Двухсторонн
ие игры с
применением
приемов.
Индивидуаль
ная
разминка.
Штрафной
бросок.
Вырывание,
выбивание
мяча. Подбор
мяча.
Двухсторонн
ие
игры.
Перехват,
накрывание
мяча.
Индивидуаль
ная
разминка.
Задания
в
тройках.
8

Уметь выпол- Из 5
нять броски бр.
мяча в кольцо. =3,2,
1

Спец
.
упра
ж.
баск
етбола

Броски из 5, Прос Спец
попадания:
мотр .
4-3-2.
упра
ж.
баск
етбола

Уметь выполнять приемы
техники защиты.

Собе
седо
вание

Спец
.
упра
ж.
баск
етбола

Уметь приме- Опро Пры
нять индиви- с
жкодальные
вые
действия.
упра
ж.

нии.

Тактич Прессинг,
еские зонная
действ защита.
ия
в
защите.

Комбинир
ованные

Комбинир
ованные

Взаимодейс Комбинир
т-вие
ованные
игроков.

Броски мяча.
Взаимодейст
вия игроков
в нападении.
Тренировочн
ые игры.
Индивидуаль
ная
разминка.
Броски
в
движении.
Перехват
мяча,
накрывание.
Двухсторонние игры:
тактика
защиты
–
прессинг,
зонная
защита.
Индивидуаль
ные действия
в защите и
нападении.
Соревнования
по
баскетболу
внутри
школы
(групп),
первенство
района.
Упраж.
ОФП.
Индивидуаль
ные действия
игрока
с
мячом
–
передача,
ведение,
бросок; без
9

Знать и уметь Бесе
прессинговать да
.

Пры
жковые
упра
ж.

Знать основ- Учет Сило
ные приемы и инди вые
правила игры. упра
виду ж.
альн
ых
резу
льтативн
ых
дейс
твий
Собеседовани
Сило
е-беседа.
вые
упра
ж.

Тактик Тактика
а игры нападения

Комбинир
ованные

Тактика
защиты

Комбинир
ованные

Броски
мяча

Комбинир
ованные

мяча – на сво
бодное
место,
к
партнеру с
мячом,
к
партнеру без
мяча.
Разминка.
Индивидуаль
ные действия
игроков.
Двухсторонн
ие игры.
Разминка.
Защита
против
игрока
с
мячом
–
встать между
подопечным
и
охраняемой
корзиной,
смотреть на
ноги своего
подопечного,
руки
вверху; без
мяча
–
между
игроком
и
кольцом,
после
каждого
броска
блокировка
подопечного.
Броски мяча
с места, в
движении, в
прыжке.
Взаимодейст
-вие игроков
10

Индивидуальн
ые замечания
и объяснения.

Упра
ж.
разм
инки

Объяснения
действий
игрока.

Упра
ж.
разм
инки

Итоги игр и
результаты
участия в соревнованиях.

Пры
жков
ые
упра
ж.

Прием Вырывание, Комбинир
ы
выбивание ованные
овладе мяча
ния
мячом

Техни
ка
игры

Перехват
мяча,
накрывание

Комбинир
ованные

Броски
мяча

Учетные

Индивидуал Учетный.
ьные
Итоговый
действия.

в
защите.
Двухсторонние
игры
(первенство
школы:
параллельны
е классы)
Индивидуаль
ная
разминка.
Вырывание,
выбивание
мяча,
перехват,
накрывание
–
индивидуальные
действия в
тренировочных
играх.
Индивидуаль
ная
разминка.
Перехват,
накрывание
мяча.
Двухсторонн
ие
игры
(2x2), (3x3).
Индивидуаль
ная
разминка.
Зачетные
броски мяча
в
кольцо.
Тренировочн
ые игры –
правила.
Броски мяча,
штрафные
броски.
11

Знать технику
приемов овладения мячом.

Бего
вые
зада
ния

Уметь самостятельно
применять
приемы игры.

Бего
вые
зада
ния

Броски с раз- Учет Крос
личных точек:
сы
количество
по-паданий.

Количество
Учет Крос
попаданий из
сы
10, из 30.

Броски
мяча

Двухсторонн Штрафные
ие игры – су- броски из 5,
действо.
из 10. Уметь
судить игры.

Библиографический список:
1.
Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязанияАбакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с.
2.
Гомельский АЯ. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М.. Физкультура и
спорт, 1996-175с.
3.
Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и
спорт
4.
Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для
институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с.
5.
Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с.
6.
Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая
школа, 1992.-108с.
7.
М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов -М; ACT; 2003-128с
8.
Нелидов В.И. Методика обучения технике игры в мини-футбол. -М:
Физкультура и спорг.-1991. -84с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».