Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Утверждаю Директор МОУ СШ №43 __________ А.Г. Стрепетов Приказ № 123 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивные игры» возраст обучающихся: 13 -16 лет срок реализации: 1 год Волгоград, 2024 1 Пояснительная записка Программа кружковой деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» для обучающися 13-16 лет рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю) и подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС . Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании методического объединения принято решение по проектированию комплексной программы кружковой деятельности по спортивнооздоровительному направлению для обучающихся 7-9 классов. Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления. В процессе изучения данной программы учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки по спортивным играм (баскетбол, стрит-бол, волейбол, мини-футбол) и состязаниям. Программа спортивные игры является продолжением курса «Физическая культура» раздела: спортивные игры и состязания. Направленность программы «Спортивные игры» -развивающая, ориентирована на создание у школьников представления о данных спортивных направленных на развитие физических качеств и укрепления здоровья. Актуальность программы - в повышении интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни. Целесообразность программы - в овладении физической, технической и тактической подготовками спортивных и национальных игр занимающимися для успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и использование этих игр в внеурочное время. Цели и задачи. Цель-укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В процессе работы по изучению спортивных и национальных игр решаются следующие задачи: -привитие учащихся к национальной культуре через национальные игры и состязание; 2 -воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни; -развитие духовных и физических качеств личности; -освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на укрепление своего здоровья; -формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований; -коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.) Методы обучения. Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Для повышения интереса занимающихся к занятиям спортивных игр и более успешного решения образовательных, воспитательных задач на занятиях рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Практические методы: Метод упражнений (многократное повторение упражнений). Метод соревновательный (применяется после образования необходимых навыков). Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный. Срок реализации программы-1 год. Режим занятий- 1 раз в неделю. 1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружковой деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные - через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты - через универсальные учебные действия (далее УУД). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: - формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей ценности человека; 3 - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; - умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности: Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. 2. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. 2. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать: 4 - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; - свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; - оказывать первую медицинскую помощь при травмах; - находить выход из стрессовых ситуаций; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки. 2.1. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания: - значение спортивных игре развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; - названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; - наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований по спортивным играм; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться: соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; - выполнять технические приёмы и тактические действия; 5 - контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; - играть в спортивные игры с соблюдением основных правил; - проводить судейство спортивных игр. Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях. 2.2. Способы проверки результатов 1. зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно); 2. тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно); 3. анкетирование; 4. участие в соревнованиях; 5. сохранность контингента; 6. анализ уровня заболеваемости воспитанников. Материально-техническое обеспечение Оборудование спортзала: 1. Перекладина гимнастическая (пристеночная). 2. Стенка гимнастическая. 3. Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные. 4. Палка гимнастическая. 5. Скакалка детская. 6. Мат гимнастический. 7. Кегли 8. Планка для прыжков в высоту. 9. Стойка для прыжков в высоту. 10. Рулетка измерительная. 11. Щит баскетбольный тренировочный. 12. Сетка для переноса и хранения мячей. 13. Волейбольная сетка универсальная. 14. Сетка волейбольная. 15. Мяч малый (теннисный). Пришкольный стадион (площадка), игровое поле для мини-футбола. Мультимедийное оборудование: 1. Компьютер. 2. Мультимедийный компьютер. Учебно-методическое обеспечение: 1. Рабочая программа курса. 2. Разработки игр. 6 Рабочая программа кружка «Спортивные игры» Наиме Тема новани занятий е раздел а Ловляпереда чиведени е Тип занятия Тех. безоп. Вводные в (комб.) спортивных играх. Элементы игры в баскетбол. Остановки, повороты. Броски мяча кольцо Комбинир ованные Комбинир в ованные Элементы содержания Требования к Вид уровню конт подготовки роля Упраж. ОФП и тех. безоп.: инстр. 05-1040-75 Передвижен ия. Правила занятий баскетболом. Ловля, передачи мяча, ведение; в их сочетании. Упраж. ОФП. В движении ловляпередача мяча – остановки, повороты. Основные правила игры. Упраж. ОФП. Разминка баскетболист а. Передача в движении. Ведение левой, правой рукой. Остановки в Знать требования по тех. безоп. Уметь вести, передавать мяч. Собе Упра седо ж. ваОФП ние Уметь выполнять элементы игры в движении. Знать правила игры. Опро Упра с ж. осно ОФП вных прав ил выпо лнен ия Знать спец. упраж. баскетбола. Уметь выполнять броски. Инд Упра ивид ж. уОФП альн ый прос мотр 7 Д/з Дата пров еден ия № п/п заня тия Комбинир ованные Прием Вырывание, Комбинир ы выбивание ованные овладе мяча. ния мячом Перехват, накрывание. Комбинир ованные Тактич Взаимодейс Комбинир еские т-вие ованные действ игроков. ия в нападе два шага. Броски с места, в движении. Разминка баскетболист а. Броски мяча с места, в движении, в прыжке. Двухсторонн ие игры. Индивидуаль ная разминка. Вырывание мяча, выбивание в двойках. Двухсторонн ие игры с применением приемов. Индивидуаль ная разминка. Штрафной бросок. Вырывание, выбивание мяча. Подбор мяча. Двухсторонн ие игры. Перехват, накрывание мяча. Индивидуаль ная разминка. Задания в тройках. 8 Уметь выпол- Из 5 нять броски бр. мяча в кольцо. =3,2, 1 Спец . упра ж. баск етбола Броски из 5, Прос Спец попадания: мотр . 4-3-2. упра ж. баск етбола Уметь выполнять приемы техники защиты. Собе седо вание Спец . упра ж. баск етбола Уметь приме- Опро Пры нять индиви- с жкодальные вые действия. упра ж. нии. Тактич Прессинг, еские зонная действ защита. ия в защите. Комбинир ованные Комбинир ованные Взаимодейс Комбинир т-вие ованные игроков. Броски мяча. Взаимодейст вия игроков в нападении. Тренировочн ые игры. Индивидуаль ная разминка. Броски в движении. Перехват мяча, накрывание. Двухсторонние игры: тактика защиты – прессинг, зонная защита. Индивидуаль ные действия в защите и нападении. Соревнования по баскетболу внутри школы (групп), первенство района. Упраж. ОФП. Индивидуаль ные действия игрока с мячом – передача, ведение, бросок; без 9 Знать и уметь Бесе прессинговать да . Пры жковые упра ж. Знать основ- Учет Сило ные приемы и инди вые правила игры. упра виду ж. альн ых резу льтативн ых дейс твий Собеседовани Сило е-беседа. вые упра ж. Тактик Тактика а игры нападения Комбинир ованные Тактика защиты Комбинир ованные Броски мяча Комбинир ованные мяча – на сво бодное место, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча. Разминка. Индивидуаль ные действия игроков. Двухсторонн ие игры. Разминка. Защита против игрока с мячом – встать между подопечным и охраняемой корзиной, смотреть на ноги своего подопечного, руки вверху; без мяча – между игроком и кольцом, после каждого броска блокировка подопечного. Броски мяча с места, в движении, в прыжке. Взаимодейст -вие игроков 10 Индивидуальн ые замечания и объяснения. Упра ж. разм инки Объяснения действий игрока. Упра ж. разм инки Итоги игр и результаты участия в соревнованиях. Пры жков ые упра ж. Прием Вырывание, Комбинир ы выбивание ованные овладе мяча ния мячом Техни ка игры Перехват мяча, накрывание Комбинир ованные Броски мяча Учетные Индивидуал Учетный. ьные Итоговый действия. в защите. Двухсторонние игры (первенство школы: параллельны е классы) Индивидуаль ная разминка. Вырывание, выбивание мяча, перехват, накрывание – индивидуальные действия в тренировочных играх. Индивидуаль ная разминка. Перехват, накрывание мяча. Двухсторонн ие игры (2x2), (3x3). Индивидуаль ная разминка. Зачетные броски мяча в кольцо. Тренировочн ые игры – правила. Броски мяча, штрафные броски. 11 Знать технику приемов овладения мячом. Бего вые зада ния Уметь самостятельно применять приемы игры. Бего вые зада ния Броски с раз- Учет Крос личных точек: сы количество по-паданий. Количество Учет Крос попаданий из сы 10, из 30. Броски мяча Двухсторонн Штрафные ие игры – су- броски из 5, действо. из 10. Уметь судить игры. Библиографический список: 1. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязанияАбакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с. 2. Гомельский АЯ. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М.. Физкультура и спорт, 1996-175с. 3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт 4. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с. 5. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с. 6. Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая школа, 1992.-108с. 7. М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов -М; ACT; 2003-128с 8. Нелидов В.И. Методика обучения технике игры в мини-футбол. -М: Физкультура и спорг.-1991. -84с. 12