Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юные инспекторы дорожного движения

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»

Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МОУ СШ №43
__________ А.Г. Стрепетов
Приказ № 123 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные инспекторы дорожного движения «Перекрёсток»»
возраст обучающихся: 12 -13 лет
срок реализации: 1 год

Волгоград, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения о работе отряда ЮИД
Данная рабочая программа кружка «Юные Инспектора Движения
«Перекресток» разработана на основе:
Требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.
Программа кружка «ЮИД» ориентирована для учащихся 7 класса.
Посещение занятий осуществляется учащимися на добровольной основе.
Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах
через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Срок реализации программы рассчитан на 68 часов, сочетает
аудиторные и внеаудиторные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю по
1 часу.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению
безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах
по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания
юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения,
состязание «Безопасное колесо» и др.
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
1.

1.
2.
3.
4.

Активная пропаганда правил дорожного движения
Предупреждение нарушений дорожного движения детьми
Изучение правил безопасного поведения на улицах города
Участие в конкурсах и соревнованиях

2. Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
3. Возраст учащихся: 10-13 лет.
4.

Основные направления работы ЮИД

•
Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на
героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них
правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
•
Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение
методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и
навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими
средствами регулирования дорожного движения.
•
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил
дорожного движения в школе. Участие в смотрах и слётах ЮИД, конкурсах,
организация деятельности школьных площадок безопасного движения.
•
Организация работы с юными велосипедистами.
5.
Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
•
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно
участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания
командира отряда
•
Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их
исполнении
•
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего
возраста по пропаганде Правил дорожного движения
•
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок,
участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного
движения
•
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой
и спортом
Юный инспектор движения имеет право:
•
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности
отряда и вносить соответствующие предложения
•
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности
дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы
•
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по
соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга
детей и подростков
•
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в
отряде грамотами, направляться на районные, областные слёты юных
инспекторов движения
6.
Ожидаемый результат:

 Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи;
 Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом,
повышение спортивного мастерства;
 Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах,
в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
 Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного
движения;
 Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и
навыков пропагандисткой работы;
 Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине
детей и подростков.
7.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
•
- Конституция РФ.
•
- Конвенция «О правах ребенка».
•
- Правила дорожного движения.
•
- Устав образовательного учреждения.
•
- Учебный план.
•
- Учебные программы.
•
- План воспитательной работы ОУ
•
- План воспитательной работы класса
•
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
8.
Материально-техническое обеспечение:
•
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
•
учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
9.
Информационное обеспечение:
•
обзор аналитической информации;
•
оформление информационных стендов;
•
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы
для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
•
контрольные срезы, тесты
10. Научно – методическое обеспечение:
1.
Государственный образовательный стандарт
2.
Учебный план и учебные программы школы.
3.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков
ПДД.
4.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
5.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

6.
Газета «Добрая Дорога Детства»
7.
Журнал «Путешествие на зеленый свет»
11 . Формы подведения итогов реализации программы:







выставки
праздники
театрализованные представления
соревнования
конкурсы
агитбригады

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения, методы стимулирования поведения и
деятельности.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах
деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и
повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в
оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению
ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
Учащиеся должны:
знать:
•
правила дорожного движения, нормативные документы об
ответственности за нарушение ПДД;
•
серии дорожных знаков и их представителей;
•
способы оказания первой медицинской помощи;

•
техническое устройство велосипеда.
уметь:
•
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
•
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
•
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную
ситуацию;
•
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
•
пользоваться общественным транспортом;
•
управлять велосипедом.
иметь навыки:
•
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
•
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
•
участия в конкурсах, соревнованиях.
•
активной жизненной позиции образцового участника дорожного
движения.
Содержание программы.
68 часов (2 часа в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные
вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка
«Дорога, транспорт, пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.История правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и
пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная
полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение,
правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход
стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта,
посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне
транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и
водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики.
Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной
разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная
разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов
светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через
железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения.
Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств,
подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные
маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым
сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или
оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила
проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.
Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые
перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных
средств.
Проезд
мимо
транспортных
средств,
предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения
в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка
на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние
велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части
дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных
условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный
пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая
Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а
другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Домшкола-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.

Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила
проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда. Составление памятки: «Юному
велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,
стихов, газет, сочинений…)

Календарно-тематическое планирование
работы кружка ЮИД «Перекресток»
№
урока

1. (1)
2. (2)

3. (1)
4. (2)
5. (1)
6. (2)
7. (3)
8. (4)
9. (5)
10. (6
)
11. (7
)
12. (8
)
13. (9
)
14. (1
0)
15. (1
1)
16. (1
2)
17. (1
3)
18. (1
4)
19. (1

Дата проведения
Тема занятия

Кол-во
часов

Тема 1: Введение (2ч)
Введение. Правила движения – закон улиц и
1
дорог.
Оформление уголка по безопасности дорожного
1
движения.
Тема 2: История правил дорожного движения (2ч)
История и развитие Правил дорожного
движения. Информация о первом светофоре,
1
автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
ПДД. Общие положения.
1
Тема 3: Изучение правил дорожного движения (42ч)
Обязанности пешеходов.
1
Обязанности пассажиров.
1
Дорога, её элементы и правила поведения на
1
дороге.
Назначение тротуаров, обочин, проезжих
частей, трамвайных путей, разделительной
1
полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.
Назначение и роль дорожных знаков в
1
регулировании дорожного движения.
История дорожных знаков. Дорожные знаки и
1
их группы.
Предупреждающие знаки.

1

Знаки приоритета. Запрещающие знаки.

1

Изготовление макетов дорожных знаков.

1

Предписывающие знаки. Знаки особых
предписаний.
Информационные знаки. Знаки сервиса.
Таблички.

1
1

Изготовление макетов дорожных знаков.

1

Обновление материалов на стендах по ПДД.

1

Средства регулирования ДД. Транспортные
светофоры.
Опознавательные знаки транспортных средств.
Места установки дорожных знаков.

1
1

Теор.

Практич.

5)
20. (1
6)
21. (1
7)
22. (1
8)
23. (1
9)
24. (2
0)
25. (2
1)
26. (2
2)
27. (2
3)
28. (2
4)
29. (2
5)
30. (2
6)
31. (2
7)
32. (2
8)
33. (2
9)
34. (3
0)
35. (3
1)
36. (3
2)
37. (3
3)
38. (3
4)
39. (3
5)
40. (3
6)
41. (3

Дорожная разметка как способ регулирования
дорожного движения.
Виды разметки.

1

Горизонтальная разметка и ее назначение.

1

Вертикальная разметка и ее назначение.

1

Светофорное регулирование движение
транспорта и пешеходов.

1

Сигналы светофора.

1

Виды светофоров.

1

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по
сигналам транспортного и пешеходного
светофоров.

1

Сигналы регулировщика.

1

Изучение и тренировка в подаче сигналов
регулировщика.

1

Сигналы автомобиля.

1

Расположение транспортных средств на
проезжей части.

1

Перекрестки и их виды.

1

Проезд перекрестков.

1

Обновление материалов на стендах по ПДД.

1

Правила перехода перекрестка.

1

Порядок движения на перекрестке при
регулировании движения регулировщиком и
светофором.
Места перехода проезжей части. Правила
движения пешеходов вдоль дорог.
Порядок движения по пешеходным переходам
пешеходов и транспортных средств.
Общие вопросы порядка движения. Остановка и
стоянка транспортных средств.
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д
пути.

1
1
1
1
1

Перевозка людей.

1

Правила пользования транспортом.

1

7)

Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.

42. (3
П/З: Правила перехода для каждого пешехода.
1
8)
43. (3
П/З: Движение учащихся по тротуарам и
1
9)
пешеходным переходам.
44. (4
Дорожные ловушки. Решение задач по теме.
1
0)
45. (4
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме.
1
1)
46. (4 Меры ответственности пешеходов и водителей
1
2)
за нарушение ПДД.
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (8ч)
47. (1
Основные требования при оказании ПМП при
1
)
ДТП.
48. (2
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
1
)
49. (3
Виды кровотечений. Способы наложения
1
)
повязок.
50. (4 Переломы, их виды. Оказание первой помощи
1
)
пострадавшему.
51. (5
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой
1
)
помощи.
Обморок, оказание помощи.
52. (6
Правила оказания первой помощи при
1
)
солнечном и тепловом ударах.
53. (7
Обморожение. Оказание первой помощи.
1
)
Сердечный приступ, первая помощь.
54. (8
Транспортировка пострадавшего,
1
)
иммобилизация.
Тема 5: Фигурное вождение велосипеда (11 ч)
55. (1
Езда на велосипеде, технические требования,
1
)
предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
56. (2
)
Правила движения велосипедистов.
2
57. (3
)
58. (4
Подача предупредительных сигналов
1
)
велосипедистом световыми приборами и рукой.
Дополнительные требования к движению
59. (5
велосипедистов: Правила проезда
1
)
велосипедистами нерегулируемых
перекрестков.
60. (6
Правила проезда велосипедистами
1
)
пешеходного перехода.
61. (7
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
1
)
62. (8 Тренировочные занятия по фигурному катанию
2

)
63. (9
)
64. (1
0)
65. (1
1)
66. (1
)
67. (2
)
68. (3
)

на велосипеде.

Движение групп велосипедистов.

1

П/З: Движение групп учащихся на проезжей
1
части на велосипедах.
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия. (3ч)
Подготовка выступления агитбригады.

1

Выступление агитбригады в начальной школе.

1

Зачет по ПДД. Тестирование.

1

Список используемой литературы
1. А.Л. Рыбин, М.В. Маслов «Дорожное движение. Безопасность пешеходов,
пассажиров, водителей»:5-9 классы.- Москва: «Просвещение», 2008 г.;
2. А.Л. Рыбин, М.В. Маслов «Обучение правилам дорожного движения», 5-9
классы, методическое пособие, под общей редакцией А.Т. Смирнова.-Москва:
«Просвещение», 2008 г.;
3. «Безопасность дорожного движения». Программы для системы
дополнительного образования детей, под редакцией П.В. Ижевского.- Москва:
«Просвещение», 2009 г.;
4. В.И. Коваленко «Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на
улицу»: 1-4 классы.-Москва: «ВАКО», 2011 г.;
5. Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения»:1-4 классы. –
Москва: «ВАКО», 2011 г.;
6. ПДД+ЮИД=Безопасность победит: из опыта работы творческих
объединений ЮИД (методические рекомендации). – Москва: Министерство
образования Московской области: Управление ГИБДД ГУВД, 2007 г.;
7. Т.В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма»:1-6 классы.- Программа «В жизнь по безопасной дороге»,
занятия, акции. – Волгоград: «Учитель», 2014 г.;
8. Методические рекомендации по организации пропагандистской работы в
сфере обеспечения безопасности дорожного движения. – Подольск- 2011г.;
9. А.В.Бармин, Е.А.Гальцова, И.Ю.Клюева, О.П.Нечаева «Изучаем правила
дорожного движения»: 1-4 классы – Тематические занятия, классные часы и
викторины.- Волгоград: «Учитель», 2011г.
Нормативно-правовая база по дополнительному образованию
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения».

3. Правила дорожного движения (последнее издание) и правила безопасного
поведения учащихся на улицах и дорогах.
4. Положение об отряде юных инспекторов движения.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным
учреждениям.- СанПиН 2.4.2.2821-10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Газета «Добрая Дорога Детства».
Журнал «Путешествие на зелёный свет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».