Рабочая программа курса внеурочной деятельности Трель

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МОУ СШ №43
__________ А.Г. Стрепетов
Приказ № 123 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Трель»
возраст обучающихся: 6 -16 лет
срок реализации: 1 год

Волгоград 2024
1

Содержание
1.
Введение
2.
Пояснительная записка
3.
Возраст участников хора
4.
Певческая деятельность
4.1 Цели и задачи певческой деятельности
4.2 Методика разучивания песни.
4.2.1 Дыхание;
4.2.2 Певческая осанка
4.2.3 Работа над разучиванием песни
4.2.4 Заключительный этап работы над песней
5.Условия реализации программы
6. Значение пения
7. Ожидаемый результат
8. Заключение
9. Список использованной литературы
10. Приложение

2

1. Введение
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим
отзвуком ее радостей и скорбей.
Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий
язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом
уже на чувства. Речь человека - универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая,
мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему
воображению. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный
человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к
музыке.
Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «досказывают
то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний
душевный мир, для которого слово - только самая внешняя и довольно грубая оболочка». Музыка,
не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств - разговор сердец.
Именно это обстоятельство побудило автора к созданию программы «Мир вокального искусства».
Очень хотелось «окунуть» учащихся в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет
слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность;
предложить учащимся на занятиях творческого объединения общение на языке волшебных
музыкальных звуков и чувств, когда поет душа и не петь не может. Как важно сегодня
воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст
обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает
исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека.
На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги,
любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и
мечтаем.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа вокального кружка «Трель» составлена с учётом требований нового
федерального государственного образовательного стандарта.
Программа «Трель» имеет
художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в
сфере музыкального искусства. Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они
помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают
новые стороны данного вида искусства. Педагогическая целесообразность данной образовательной
программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у
младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования,
музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественноэстетического развития ребёнка. Актуальность данной программы связана с необходимостью
организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 9 классов в условиях ФГОС начального общего
образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной
исполнительской деятельности.
3. Возраст участников хора
Условно
детские
голоса
в
хоре
можно
разделить
на
3
группы:
Младший школьный возраста 6 -7 до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой
диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего
школьного возраста (1-4 класса). В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается
профессиональные
навыки
пения:
интонирование,
вокальная
техника.
Средний школьный возраст 11-12 до 13-14 лет. Уже есть предрасположенность на грудное звучание.
Несколько расширяется диапазон (до I октавы - ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая
насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков
появляются
глубоко
окрашенные
грудные
тоны.
Старший школьный возраст 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся. В этих голосах
смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется
индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2 октавы. Звучание смешанное, 8 - 11 класс. У
3

мальчиков
заметнее
и
раньше
выявляются
элементы
грудного
звучания.
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и
звуковом диапазоне детского голоса позволит хормейстеру определить удобный участок звуковой
шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар способствующий наилучшим образом
на развитие детского голоса.
4. Певческая деятельность
4.1 Цель и задачи певческой деятельности:
Цель: Воспитать у детей певческую культуру, приобщить их к музыке.
Задачи:
1. Развить музыкальные способности:
эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальный слух, уметь владеть
голосом и выразительно исполнять музыкальное произведение.
2. Обучить вокальным навыкам
4.2 Методика разучивания песни.
Работа над песней происходит в несколько этапов.
4.2.1 Дыхание
Дыхание; когда мы хотим сказать какую-нибудь фразу, то делаем вдох и говорим, пока воздух не
кончится. Тогда мы снова делаем вдох и продолжаем говорить. Важная роль в пении принадлежит
дыханию. Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и постараться, как
можно дольше задержать его, иначе вы не сможете допеть фразу. Музыкальная фраза должна быть
плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски. Вдох нужно
делать в начале фразы после ее окончания. Плечи во время вдоха и выдоха должны быть опущены.
4.2.2 Певческая осанка
Как приятно смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. В пении хорошая осанка особенно необходима. Голос звучит легко и свободно, если ему ничто не мешает. Плечи должны быть
опущены, спина прямая. Если придется петь сидя, то не надо ставить нога на ногу, иначе вы будете
горбатиться. Это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, а руки положить
на колени. Большое внимание над песней следует уделять дикции, артикуляции. Речь должна быть
четкой и выразительной. В песне смысл так же важно донести до слушателя, как и в стихах. Теперь
можно приступать к непосредственному разучиванию песни.
4.2.3 Работа над разучиванием песни
Работа над разучиванием песни: Разучивание песни - сложный процесс, соединяющий музыкальные и педагогические элементы. Разучиванию предшествует вступительное слово учителя или
беседа с детьми, с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать
воображение ребят. При работе над песней не нужно спешить с разучиванием всех куплетов, так как
ребята с большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными,
поэтому процесс разучивания следует притормозить. В каждом новом куплете нужно обращать
внимание, прежде всего на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении
предыдущего куплета. После разучивания первого куплета песни можно выбрать солиста, который
споет отдельные фразы или мелодию целиком, а остальные повторят за ним. Прислушиваясь к
каждому, педагог выявляет тех, кто неверно интонирует, и обращает их слуховое внимание на
ошибки. При разучивании песни с маленькими детьми хорошо использовать наглядный методизображение на доске направления движения мелодии, показ ее рукой и т. д.
Хороший результат дает пение по одному при всем хоре (не обязательно петь все произведение,
достаточно одной - двух фраз).Во время пения одного участника все остальные внимательно
слушают, происходит как бы творческое соревнование разных певцов. Поэтому все сидят ТИХО. А
главное - появляется новый интерес к песне.
Пропевание с начала до конца песни, когда она еще пока следует, не выучена, не отшлифована,
ничего, кроме вреда, не дает: имеется, введу запеванне неточностей (интонация, акценты), которые
впоследствии трудно исправлять. Не надо стремиться сегодня - же выучить всю песню до конца
(даже при самом активном желании ребят), гораздо важнее раскрыть ее смысловое значение, найти и
решить самые разнообразные исполнительские задачи при разучивании песни. И постепенно от
занятия к занятию украшать исполнительство новыми красками. В этих случаях дети полюбят сам
процесс разучивания, а не только его результат. Выразительное хоровое исполнение музыкального
4

произведения непосредственно связано с развитием эмоциональности, оно углубляет и обогащает
восприятие музыки в целом, усиливает воздействие музыкального искусства на личность ребенка. Во
время пения важно научить ребенка понимать, о чем поется в песне. Он должен уметь объяснить
каждое слово, рассказать содержание песни. Вкладывать смысл в каждое, слово, делать остановки
между фразами, выделять главные слова. В процессе разучивания песен учитель развивает
музыкальные, творческие способности детей, формирует их вокальные - хоровые навыки и умения,
необходимые для передачи музыкального образа
4.2.4 Заключительный этап работы над песней
Заключительный этап работы над песней: предполагает исполнение выученного произведения
целиком, от начала до конца, "как на концерте" Такому исполнению может предшествовать работа по
повторению наиболее трудных фрагментов песни, слов. Затем следует показ произведения.
Разучивание песни значительно облегчается, если сам руководитель может ярко и выразительно
исполнить ее. Он раскрывает детям содержание песни, выясняет с ними в беседе ее характер,
контрасты, сопоставления, связь музыки с литературным текстом. После беседы следует вторично
исполнить песню.
На практике можно использовать несколько вариантов показа песни: исполнение песни самим
учителем, одним или несколькими хорошо поющими детьми (этом случае педагог заранее готовит их
к выступлению); прослушивание грамзаписи, которую можно дать после исполнения учителя.
После прослушивания песни учитель спрашивает, понравилась ли она ребятам. Затем, в ходе
беседы, определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал
композитор для создания музыкального образа. Все это подготавливает учащихся к разучиванию
песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.
Хорошо, когда дети могут разобраться в средствах музыкальной выразительности: в характере
мелодии, ее направлении, скорости движения, характере сопровождения, динамике и регистрах.
Общими приемами разучивания песни являются:
- показ учителем отдельных фраз и их пояснения к их исполнению он обращает внимание на
характер звуковедения, объясняет непонятные слова,
- выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;
- разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.
В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии
правильным воспроизведением ее ритмического рисунка. Наиболее трудные места в ритмическом
плане очень полезно прохлопать.
Перед каждым повторении фразы необходимо давать детям конкретное задание и активизировать
слух детей для его результата, что способствует развитию слухового самоконтроля.
В процессе разучивания песни важно уделять внимание не только усвоению мелодии, но и
осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются
логические вершины в тексте, проводиться работа над его ясным и четким произношением.
Ошибки детей в пенни руководитель не должен пропускать. Иногда бывает хорошо
"передразнивать" пение детей, утрированно показать их ошибку. Это всегда вызывает оживление
смех, и они быстрее находят музыкальный образ.
5.Условия реализации программы
Данная программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного
образования. Рекомендуемый возраст воспитанников – от 6 до 16лет.
Количество воспитанников в группах:
Группа первого года обучения -12 - 15 человек.
Группа второго года 10-15 человек.
Группа третьего года 10-15 человек.
Срок обучения по данной программе – 3 года.
Учебная нагрузка: группа первого года обучения : 1 раза в неделю по 1 часа
для 2 года обучения: 1 раза в неделю по 1 часа
для 3 года обучения: 1 раза в неделю по 1 часа
Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала.
Принцип построения программы – от простого к сложному. Программа предусматривает два уровня
освоения: обучающий (продвинутый) и творческий.
5

6. Значение пения
Значение пения:
- Во время пения дети глубже воспринимают музыку и активно выражают свои переживания и
чувства
- В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух,
память, чувство ритма
- Пение, способствует развитию речи детей: слова выговариваются протяжно нараспев, что помогает
четкому произношению отдельных букв и слогов; происходит активная работа над дикцией.
- Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместной деятельности. Дети
слушают тех, кто отстает или торопится, нарушает стройность пения.
- Пение способствует физическому развитию детей: формируется вокальная мышца, развиваются
голосовые связки, укрепляются, и увеличивается объем легких, улучшается осанка, развивается весь
голосовой аппарат.
- По мнению врачей, пение является лучшим средством дыхательной гимнастики. Пение с движением
формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
- .Пение способствует эстетическому воспитанию детей.
- Пение творчески развивает детей.
7. Ожидаемый результат
В дальнейшем при работе с хором я ставлю более сложные задачи:
- владение вокально-певческими навыками;
- развитие диапазона в рамках принятой классификации;
- владение вокально-хоровым дыханием;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также диатонических звукорядов;
- слышание простейших элементов музыкального языка;
- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания
ансамбля;
- устойчивые навыки чистого исполнения произведений в сопровождении на a'capella
- уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах.
Формы подведения итогов реализации программы: концертная деятельность.Общая оценка качества
достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного
образования. Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения,
который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и
участия в концертно-исполнительской деятельности.
8. Заключение
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 1 часа в неделю, 34 часа в течение года
2 год – 1 часа в неделю, 34 часа в течение года
3 год – 1 часа в неделю, 34 часа в течение года
Направленность программы. Данная программа направлена на стимулирование творческой
деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение –
одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.
Новизна. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные
перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают мое стремление
помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников,
обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс
коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского
образа.
Актуальность. Мною определено три круга проблем, разрешение которых открывает перспективу
разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую
деятельность обучающихся, имеющих
изначально разную степень предрасположенности к
музыкально- исполнительской деятельности.
Первый круг проблем – проблемы стратегического характера. В настоящее время современного
ребенка
окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился
6

невообразимый
поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая,
впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на мой взгляд, лишен возможности развить
свои собственные музыкально- исполнительские
задатки и способности. Особенно трудно
приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. Программа
ориентирована на детей, имеющих хороший уровень исполнительских возможностей, и способных в
активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.
Второй круг проблем – это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их можно свести
к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению может быть самым непосредственным
образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей.
Третий круг проблем – методико-психологического порядка. В этой сфере я и попытаюсь реализовать
свою модель обучения детей 7-10 лет ансамблево-хоровому пению.
Цель программы - познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в
сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать
формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать
художественно-эстетический вкус.
Учителя музыки, педагоги дополнительного образования знают, какой притягательной силой для
ребят обладает музыка. Многих детей увлекает деятельность в вокально-хоровых коллективах. Разве
можно упустить такую возможность, чтобы не воздействовать на формирующуюся личность, характер
и направленность склонностей, интересов?
Предлагаемое пособие, вероятно, увлечет коллег тем, что поможет лучше донести до детей понятие,
что же такое искусство, особенно вокальное, как извилисты, сложны дороги к нему, сколько требует
оно от исполнителя таланта, ума, сердца и, конечно, упорного труда.
Кто-то удачно сравнил творческий труд художника с героизмом покорителей горных вершин. Только
альпинист одолеет одну высоту, как за ней оказывается другая, еще более прекрасная, еще более
недоступная.
Так и в искусстве: за решением одной задачи , тотчас встает другая, более сложная и поэтому
особенно манящая, увлекательная.
И так, пока словно бы не откроется весь могучий горный кряж со снежными шапками вершин,
уходящими в неоглядную даль.
И тогда становится ясно, что совершенствованию нет предела, что искусство безгранично и
неисчерпаемо, как сама жизнь, что им постоянно движется вперед свойственная подлинно творческой
личности неудовлетворенность, стремление к новым замыслам, к новым свершениям.
9. Список использованной литературы
1."Уроки пения" (1-3 классы) Н.И. Журавленке г. Минск "Полиграфмаркет" 1998 г.
2."Методика музыкального воспитания в школе" Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений г. Москва
1998 г
3."Музыкальное воспитание в школе" О. Апраксина Государственное музыкальное
издательство г. Москва 1963 г.
4."Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе" Г.П.Сергеева г.
Москва 1998г
10. Приложение
Календарно- тематическое планирование хора «Трель».
Первый год обучения.
№ урока
Дата
Тема
Кол-во часов
Прим.
1.
Введение.
1
2.
Знакомство с голосовым аппаратом
1
3.
Детские песни в нашей жизни.
1
4.
Детский фольклор.
1
5.
Песенки из мультфильмов.
1
6.
Нотная грамота.
1
7.
Колыбельные песни.
1
8.
Раскрепощение певца.
1
7

9.
Музыкальные игры и загадки.
1
10.
Формы и жанры вокальной музыка.
1
11.
Детские песни в исполнении эстрадных певцов.
1
12.
Осенние песни.
1
13.
Школьные годы.
1
14.
Каникулы – веселая пора.
1
15.
Нотная грамота.
1
16.
Новогодний карнавал.
1
17.
Хороводные песни и шутки. Игры.
1
18.
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
1
19.
Ноги сами в пляс пустились.
1
20.
Нотная грамота.
1
21.
Волшебная страна звуков.
1
22.
В гостях у сказки.
1
23.
Веселый праздник Масленица.
1
24.
Весенний вальс.
1
25.
Мелодии дня.
1
26.
Настроение нежности и веселья.
1
27.
Краски музыки и голоса.
1
28.
Необычные звуки и голоса.
1
29.
Добрым быть совсем не просто…
1
30.
Улыбка –это здорово!
1
31.
И хорошее настроение не покинет нас!
1
32.
Веселей, встречай друзей.
1
33.
Музыкальная прогулка.
1
34.
Веселый калейдоскоп.
1
Второй год обучения.
№ урока
Дата
Тема
Кол-во часов
1
Введение. Летние впечатления.
1
2
Осенний листопад.
1
3
Весело – грустно.
1
4
Озорные песенки из мультфильмов.
1
5
Мелодия – душа музыки.
1
6
Солнечный свет в моем голосе.
1
7
Танцуют и поют все дети!
1
8
Праздник в душе у нас.
1
9
Звуки и краски голоса.
1
10
Песни детских кинофильмов.
1
11
Слышу голос из прекрасного далека.
1
12
Вокальный портрет сказочных героев.
1
13
Картины природы в песнях и сказках.
1
14
Сказки шагают по свету…
1
15
Песни давно минувших дней.
1
16
Музыкальная шкатулка.
1
17
Картинки с выставки.
1
18
Лучше нету того свету…
1
19
Дружба крепкая.
1
20
Фантазия моего сердца.
1
21
Души прекрасные порывы.
1
22
Вечная память русским героям.
1
23
Россия – Родина моя.
1
24
Добрым быть совсем не просто.
1
8

Прим.

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Души прекрасные порывы.
Если с другом вышел в путь.
Не грусти, улыбнись и пой!
Песня рассказывает обо всем.
Вокал откроет нам новый мир.
Красочность моего голоса.
Все мы дружим с музыкой и песней.
Маленькая страна – Школа моя.
Лето, ах лето…
Сколько песен мы с вами вместе…

Третий год обучения.
№ урока
Дата
Тема
1
Мой самый чистый голос.
2
Все мы дружим с песней.
3
Мы помним вальса звук прелестный.
4
Куда уходит детство.
5
Под музыку Вивальди.
6
Осенний листопад.
7
Джаз и только джаз!
8
Школьные годы чудесные.
9
Песня твой друг на многие года.
10
Песни разных народов.
11
С чего начинается Родина?
12
Волшебный голос песни детства.
13
Моим другом стала песня.
14
Чарующие звуки романса.
15
Известные песни нашего детства.
16
С песней жить всем веселей.
17
Единство музыки и танца.
18
Веселое, звонкое эхо.
19
Звездная река – реки, берега.
20
Дружба крепкая …
21
Цветные сны я вижу в детстве.
22
Песня и фантазия.
23
Я спросил у …
24
Песни Великой Победы.
25
Этот день нам позабыть нельзя.
26
Нам мир завещано беречь.
27
Школа, ты похожа на корабль.
28
Добрая сказка ждет, когда мы вернемся снова.
29
Пожелания друзьям.
30
Мой голос самый, самый звонкий!
31
Музыкальная грамота
32
Музыкальная прогулка.
33
Веселый калейдоскоп.
34
Лето, ах лето…

9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Прим.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».