Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Утверждаю Директор МОУ СШ №43 __________ А.Г. Стрепетов Приказ № 123 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность» возраст обучающихся 10 класса срок реализации: 1 год Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт СОО, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 года 2012 Г. N 413 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программа начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573) 5. Учебный план МОУ СШ№43 на 2024-2025 учебный год Рабочая программа «Индивидуальный проект» составлена для учащихся 10 класса на один год обучения. В 2024-2025 учебном году программа будет реализована в 10 классе (первый год обучения). Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание организационноинформационных и методических условий освоения учащимися опыта проектной деятельности для развития личности обучающегося, способной: - адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - проявлять социальную ответственность; - самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; - конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи, творчески мыслить. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; - обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; - развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта); - обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты; - развитие навыков конструктивного сотрудничества; - развитие навыков публичного выступления В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты). Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане Согласно учебному плану МОУ СШ №43 на 2024-2025 учебный год предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Плаиируемые результаты Согласно ФГОС СОО, проектная деятельность представляет собой особую форму учебной деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект) и предполагает целенаправленную работу по созданию одного или нескольких индивидуальных проектов. Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно- творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в каждом классе и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Личностные результаты Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, отцовства и материнства, традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Индивидуальный проект» представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате представление: учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.). Выпускник на базовом уровне научится: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебноисследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; пособность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Форма организации внеурочной деятельности на курсе: кружок. Курс предусматривает такие виды деятельности обучающихся на занятиях, как: игровая деятельность; познавательная деятельность; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество. Формы проведения занятий: очная (групповые, индивидуальные занятия) и дистанционная (с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайт, отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т. п.) на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Место элективного курса «Индивидуальный проект» в учебном плане: Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение курса «Индивидуальный проект» базовым учебным планом: на изучение курса в 10 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Раздел 1. Введение Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Раздел 2. Инициализация проекта Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проектов, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Наименование раздела, темы Дата Количество часов План Факт 1 1 Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура» 2 Типология проектов 1 3 Методология и технология проектной деятельности 1 4 Тема и проблема проекта 1 5 Тема и проблема проекта 1 6 Критерии оценивания проектов и исследовательских работ 1 7 Методика презентации и защиты проектов, курсовых и 1 № урока Наименование раздела, темы Дата Количество часов План Факт исследовательских работ 8 Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ 1 9 Методические рекомендации по написанию и оформлению работ 1 10 Методические рекомендации по написанию и оформлению работ 1 11 Структура проектов, курсовых и исследовательских работ 1 12 Методы исследования: методы эмпирического исследования 1 13 Методы исследования: методы эмпирического исследования 1 14 Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования 1 15 Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования 1 16 Методы теоретического исследования 1 17 Виды переработки чужого текста 1 18 Виды переработки чужого текста 1 19 Логика действий при планировании работы. Календарный график проекта 1 20 Логика действий при планировании работы. Календарный график проекта 1 21 Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. Работа в сети Интернет 1 22 Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. Работа в сети Интернет 1 23 Работа с научной литературой 1 24 Работа с научной литературой 1 25 Методика работы в музеях, архивах 1 26 Методика работы в музеях, архивах 1 27 Способы и формы представления данных. Сбор и систематизация материалов 1 28 Способы и формы представления данных. Сбор и систематизация материалов 1 29 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 30 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов Дата Количество часов План Факт 1 31 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 32 Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта» 1 33 Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта» 1 34 Защита пробных проектов, исследовательских работ 1 № урока Наименование раздела, темы Учебно-методическое обеспечение Программа разработана с учетом содержания следующих программных, методических и дидактических разработок, используемых в электронном виде: 1. Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.-Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. 2. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. - Москва : Просвещение, 2019. 3. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО.-Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 4. Свиридова Л.Е., Комаров Б.А., Маркова О.В., Стацунова Л.М. Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь. 10-11 классы.- Москва: Просвещение, 2019. Материально-техническое обеспечение 1. Электронная цифровая доска 2. Магнитная доска Приложение Критерии оценивания индивидуального проекта Сформированность видов деятельности 1.Коммуникативной деятельности 2.Познавательной деятельности 3.Регулятивной деятельности Изложить и оформить собранный материал Представить результаты работы Аргументированно ответить на вопросы Самостоятельно приобретать знания Ставить проблему и выбирать способы ее решения Осуществлять поиск и обработку информации Обосновывать и реализовывать принятое решение Формулировать выводы Планировать деятельность Использовать ресурсные возможности для достижения цели Осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудной ситуации 4.Способность к инновационной деятельности аналитической деятельности творческой деятельности интеллектуальной деятельности 5.Способность постановки цели и формулирования гипотезы планирования работы отбора и интерпретации информации структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных презентации результатов 6.Качество проекта Целостность и взаимосвязь научного аппарата, содержания и творческого продукта. Уровень самостоятельности (уникальности) не менее 70% (антиплагиат), установленной при проверке в сети интернет (наличии протокола проверки на антиплагиат). Научно-познавательная уникальность (оригинальность) проекта. Наличие грамотно оформленных ссылок. Уникальность, оригинальность творческого продукта Уровень, колво баллов 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый (0-25 баллов) Повышенный (26-30 баллов) Критерий Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена. Текст оформления проектной работы и хорошо структурирован. Все мысли пояснительной записки, а также выражены ясно, логично, Коммуникативная деятельность. подготовки простой презентации. последовательно, аргументировано. Автор отвечает на вопросы. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Работа в целом свидетельствует о Работа свидетельствует о способности способности с помощью руководителя самостоятельно ставить проблему и ставить проблему и находить пути её находить пути её решения; решения; продемонстрирована продемонстрирована способность Познавательная способность приобретать новые знания приобретать новые знания и/или деятельность. и/или осваивать новые способы осваивать новые способы действий, действий, достигать более глубокого достигать более глубокого понимания понимания изученного. изученного. Регулятивная деятельность. Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и определения темы и планирования последовательно реализована, работы.Работа доведена до конца и своевременно пройдены все представлена комиссии. необходимые этапы обсуждения и представления.Контроль и коррекция Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Способность постановки цели и формулирования гипотезы, планирования работы, отбора и интерпретации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Данные виды деятельности осуществляются с помощью руководителя. осуществлялись самостоятельно. Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно. Данные виды деятельности осуществляются с помощью руководителя. Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно. Составляющие оценки индивидуального проекта: Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проектом) Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД, качество проекта и его презентации). Работы реферативного характера, излагающие общедоступную информацию, к защите не допускаются. Перевод первичных баллов в отметку*: Уровень Низкий уровень Базовый уровень Отметка (оценка) Отметка «неудовлетворительно» («2») отметка «удовлетворительно» («3») отметка «хорошо» («4») отметка «отлично» («5») Кол-во первичных баллов** 0-14 первичных баллов 15-20 первичных баллов 21-25 первичных баллов 26-30 первичных баллов Повышенный уровень *) при получении дробного результата он округляется до целых по правилам округления. **) каждый проект оценивается не менее чем двумя экспертами; количество средних баллов по каждому проекту равно среднему арифметическому сумм первичных баллов, выставленных экспертами.