Движение Первых

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Движение первых»
для учащихся 10-11 классов

Составитель:
советник директора по
воспитанию Рындина М.И.

Волгоград, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Движение первых» для обучающихся 1011 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования и основной образовательной программе основного
общего образования МОУ СШ № 43, рабочей программой воспитания МОУ СШ № 43.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»
Актуальность. Приоритетными задачами Общероссийского общественно-государственного
движения детей и молодежи «Движение первых» (далее – Движение) являются: содействие
проведению государственной политики в интересах детей и молодежи; содействие воспитанию
детей, их профессиональной ориентации, организации досуга; подготовка к полноценной жизни в
обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских
духовных и нравственных ценностей, традиций народов России, достижений российской и мировой
культуры, а также развития общественно значимой и творческой активности, высоких
нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного
отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу
Отечества, иные общественно полезные цели, как установлено Федеральным законом от 14 июля
2022 г. № 261 – ФЗ «О российском движении детей и молодежи».
Возрастание консолидации общественно-государственных усилий по возрождению
духовности, внимания к детству как важнейшей ценности, условию стабильности и процветания
страны, сформировало приоритетность государственной политики в целях создания
беспрецедентных условий содействия воспитанию детей и молодежи, развития социального
института воспитания, создания масштабных возможностей для развития общественной
активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных гражданских инициатив,
вовлечения в широкую сферу социально активной и общественно полезной деятельности.
Миссия Движения состоит в предоставлении подрастающему поколению как гражданам
страны возможностей реализовать собственную инициативу, самостоятельность и ответственность
на основе широких перспектив добровольной самоуправляемой организации, структура которой
охватывает первичные, местные, региональные отделения во всех субъектах и муниципалитетах
Российской Федерации, предоставляя открытую доступность участия и вовлечения в социально
значимые виды деятельности всем детям и молодежи без исключения.
Содержание деятельности Движения учитывает индивидуальные особенности участников:
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детей-сирот, детей без
попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации и других.
Движение обеспечивает преемственность деятельности по отношению к участникам разных
возрастов в условиях добровольного, равного и открытого доступа к возможностям,
предоставляемым различными формами организации деятельности, наставничества и
педагогической поддержки.
Движение выступает ресурсом общественно-государственной системы воспитания,
опирающейся на преемственность традиций и практики отечественной педагогической науки,
объединения сфер образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта,

общественных организаций и семейного воспитания.
В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт
воспитательной деятельности детских общественных организаций. Созданное Движение призвано
сохранить педагогические традиции детского движения Российской Федерации и создать условия
для развития практик воспитания детей в коллективе на новом историческом этапе развития
общества. ХХ в. является периодом становления отечественного детского движения, когда
происходило формирование разнообразных общественных объединений (военно-патриотические,
экологические объединения, детские объединения клубного типа), массовых пионерской и
комсомольской организаций, вместе с прекращением деятельности которых в 1990-е гг. ХХ в. в
России были утрачены единые подходы к организации воспитания, сократилось количество
детских и молодежных объединений. Особенность Движения как формы организации воспитания
заключается в особой роли детей и молодежи, уникальной среде их личностного развития в
коллективе; в педагогической позиции взрослого наставника; в широкой сфере позитивного
действия, мобильности, социально ориентированном содержании, многообразии способов,
средств, методов организации и самоорганизации, а также в наличии ценностного воспитательного
пространства.
В условиях глобальных вызовов современное российское общество закономерно подошло к
необходимости предоставления детям и молодежи возможности иметь самоуправляемое
общероссийское общественно государственное движение. «Движение первых» – социальнопедагогическая реальность ХХI в., особая форма воспитания.
Общество и государство выступают инициаторами создания воспитательного пространства
через нормативные правовые акты, концепции, программы, отражающие традиционные
российские духовно-нравственные ценности, формируют заказ на воспитание как социально
значимое явление, обусловленное конкретно-историческим характером общественного развития.
Основными соавторами воспитательного пространства Движения выступают: ребёнок,
наставник, педагог; организационные ячейки сообществ и коллективные участники Движения;
семья, общество и государство; социальные партнеры.
Движение структурирует, организует безопасное воспитательное пространство для
укрепления духовно-нравственного благополучия детей и молодежи, способствует реализации
значимых воспитательных событий, расширяет круг общения детей и взрослых.
Уникальность Движения заключается в создании условий и возможностей для развития
личности каждого его участника; формирования гражданской идентичности; укрепления духовнонравственных основ общественной жизни; развития навыков социально активной деятельности;
для сохранения преемственности и связи поколений, процветания России, коллективной
ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.
Целевые ориентиры и задачи Программы
Целевые ориентиры воспитательной работы Движения – содействие подрастающему
поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально
значимой общественной деятельности по созиданию и защите интересов Отечества,
самореализации и гражданском становлении детей и молодежи в контексте российской
идентичности.
Задачи:
1) формирование внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к себе,

собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру – культурному наследию
России и человечества;
2) формирование гражданской идентичности как сути феномена внутренней позиции личности,
развивающегося посредством идентификации с идеями, утверждающими ценность человека как
гражданина своего Отечества в контексте отношений государства и человека, его гражданского
статуса, личностного отношения к себе как гражданину, другим гражданам страны, своим
гражданским правам и обязанностям;
3) укрепление духовно-нравственных основ общественной жизни, самоопределения в мире
ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации;
4) развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в обществе;
5) развитие навыков, направленных на способы оказания помощи другим людям, сотрудничества,
содействия и уважения к ним и выражающееся в таких видах, как волонтерство, сотрудничество
(кооперативное поведение) ради общего блага.
В плане внеурочной деятельности на изучение курса внеурочной деятельности «Движение
первых» отводится 1 час в неделю в 10-11 классах (34 часа). Срок реализации 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ».
Раздел 1. История детского движения в стране и мире (2 часа).
Детские общественные объединения на рубеже XIX – XX веков. Особенности детских
общественных движений. История пионерской организации.
Раздел 2. Основные направления деятельности «Движения первых» (5 часов).
Устав, задачи и положение «Движения первых». Изучение направлений деятельности
«Движения первых». Символика и атрибутика «Движения первых». Официальный брендбук.
Особенности организации мероприятий в формате «День единых действий». Модели детского
самоуправления.
Раздел 3. Технология коллективного творческого дела (КТД) (6 часов)
Что такое КТД? Организация и участники КТД. Планирование КТД. Организация и проведение
КТД. Анализ деятельности (Анализ КТД)
Раздел 4. Популяризация деятельности отрядов (4 часа).
Презентация «Движения первых в начальной школе». Организация Дня здоровья.
Всероссийская акция, посвященная Дню детских общественных Организаций. Организация и
оформление дня рождения «Движения первых».
Раздел 5.Социальная направленность деятельности отрядов Движение первых (3 часа).
Понятие про социального поведения. Гражданственность и патриотизм. Гражданское
общество.
Раздел 6. Социальное проектирование (5 часов)
Проектная деятельность. Основные характеристики социального проекта. Шаблон проекты.
Цель и задачи проекта. Команда проекта, благополучатели. Результаты проекта. Социальное
проектирование для решения актуальных проблем Составление проекта на основании шаблона.

Раздел 7. Социальная акция. Формы и методы проведения (5 часов).
Что такое социальная акция. Примеры социальных акций. Разработка и проведение социальных
акций (на выбор).
Особенности проведения благотворительной акции. Организация и проведение акции
«Спешите делать добро».
Раздел 8. Информационно-медийное взаимодействие участников «Движения первых» (4
часа).
Медиакультура в современном мире. Роль средств массовой информации в формировании
мировоззрения граждан страны. Медиасопровождение социальных акций и мероприятий.
Правила размещения информации в социальных сетях. Выполнение практикума по
оформлению информации в социальных сетях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:







сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн)
сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в
областях, связанных с безопасностью дорожного движения;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
2) патриотического воспитания:







сформированность российской гражданской идентичности,
становление ценностного отношения к своей Родине, краю, городу;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
готовность к служению Отечеству, его защите;
3) духовно-нравственного воспитания:










осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного
сознания;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
сформированность нравственного сознания и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
4) эстетического воспитания:



эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;

5) физического воспитания:




приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 

6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к сферам профессиональной
деятельности, связанным с обеспечением безопасностью дорожного движения, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;



осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

7) экологического воспитания:


сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;



планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования;
8) ценности научного познания:





сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей
теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественнонаучных, общественных, гуманитарных областях знаний;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения
(способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:





умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:







владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в
реальных ситуациях;





самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.

Работа с информацией:
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:







умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно
разрешать
конфликты;планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:





ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять
план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за
своё решение;



оценивать приобретённый опыт.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:


оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие
результатов целям;



умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.



Совместная деятельность:


участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Реализация Программы обеспечит:
– создание и развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на
межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и
гражданских институтов, организационно-структурной системе управления в Движении;
– формирование воспитательного пространства Движения;
– поддержку, развитие и продвижение инициатив ребенка и других участников детскомолодежного движения, семьи, общества и государства, социальных партнеров Движения;
– повышение уровня информированности о деятельности Российского движения детей и
молодежи «Движение Первых».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.

История
создания
пионерского
движения
[Электронный
ресурс].
URL:
http://biofile.ru/his/25331.html
История основания всероссийской пионерской организации [Электронный ресурс]. - URL:
http://22-91.ru/statya/istorija-osnovanija-vsesojuznojj-pionerskojj-organizacii/13.09.2011
Детские и молодёжные организации СССР в 1920-1980 гг. [Электронный ресурс]. - URL:
http://rud.exdat.com/docs/index-672166.html#1
Колмыкова М.А. Основы социального проектирования и прогнозирования/учебное пособие.
Оренбург: ОГУ, 2021. – 131 с.
https://будьвдвижении.рф/

№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Дата
изучения

Формы
организации
занятий

Электронные
образовательные
ресурсы

Доминирующее
направление
воспитания

Раздел 1. История детского движения в стране и мире (2 часа).

1

Детские общественные объединения
на рубеже XIX – XX веков.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское
Патриотическое

2

Особенности детских общественных
движений. История пионерской
организации.

1

Круглый стол

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское
Патриотическое

Раздел 2. Основные направления деятельности «Движения первых» (5 часов).
3

Устав, задачи и положение
«Движения первых».

1

Работа с
нормативными
документами

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

4

Изучение направлений деятельности
«Движения первых».

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

5

Символика и атрибутика «Движения
первых». Официальный брендбук.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

6

Особенности организации
мероприятий в формате «День
единых действий».

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

7

Модели детского самоуправления.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Раздел 3. Технология коллективного творческого дела (КТД) (6 часов)
8

Что такое КТД?

1

Гражданское

9

Организация и участники КТД.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

10

Планирование КТД.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

11

Организация и проведение КТД.

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

12

Организация и проведение КТД.

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

13

Анализ деятельности (Анализ КТД)

1

Круглый стол

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

Раздел 4. Популяризация деятельности отрядов (4 часа).
14

Презентация «Движения первых в
начальной школе».

1

Урок-презентация

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

15

Презентация «Движения первых в
начальной школе».

1

Урок-презентация

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

16

Организация Дня здоровья.

1

Организация
праздника

https://будьвдвижении.рф/

Формирование
здорового образа
жизни

17

Всероссийская акция, посвященная
Дню
детских
общественных
Организаций.
Организация
и
оформление
дня
рождения
«Движения первых».

1

Организация акции

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

Раздел 5.Социальная направленность деятельности отрядов Движение первых (3 часа).

18

Понятие просоциального поведения.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Духовнонравственное
воспитание

19

Гражданственность и патриотизм.

1

Круглый стол

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское
Патриотическое

20

Гражданское общество.

1

Урок-дискуссия

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское
Патриотическое

Раздел 6. Социальное проектирование (5 часов)
21

Проектная деятельность. Основные
характеристики
социального
проекта.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

22

Шаблон проекты. Цель и задачи
проекта.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

23

Команда проекта, благополучатели.
Результаты проекта.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

24

Составление проекта на основании
шаблона.

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

25

Составление проекта на основании
шаблона.

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Гражданское

Раздел 7. Социальная акция. Формы и методы проведения (5 часов).
26

Что такое социальная
акция.
Примеры социальных акций.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Духовнонравственное
воспитание

27

Разработка и проведение
социальных акций (на выбор).

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Духовнонравственное
воспитание

28

Особенности проведения
благотворительной акции.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Духовнонравственное
воспитание

29

Организация и проведение акции
«Спешите делать добро».

2

Проведение
благотворительной
акции

https://будьвдвижении.рф/

Духовнонравственное
воспитание

Раздел 8. Информационно-медийное взаимодействие участников «Движения первых» (4 часа).
30

Медиакультура в современном мире.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Эстетическое

31

Роль средств массовой информации
в формировании мировоззрения
граждан страны.

1

Круглый стол

https://будьвдвижении.рф/

Эстетическое

32

Медиасопровождение социальных
акций и мероприятий. Правила
размещения информации в
социальных сетях.

1

Лекция

https://будьвдвижении.рф/

Эстетическое

33

Выполнение
практикума
оформлению
информации
социальных сетях.

по
в

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Эстетическое

34

Выполнение
практикума
оформлению
информации
социальных сетях.

по
в

1

Практикум

https://будьвдвижении.рф/

Эстетическое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».