Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района города Волгограда»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к профессии»
для 5 классов
Составитель программы:
учитель истории
МОУ СШ № 43
Шипилова В.С.
Волгоград, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к
профессии»
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программы основного общего образования МОУ СШ № 43,
рабочей программы воспитания МОУ СШ № 43.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Тропинка к профессии» в 5 классе происходит знакомство с миром
профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой
деятельности. Данный курс раскрывает содержание, адекватно отражающее
смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной
ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное
черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование,
технологии цифрового производства в области обработки материалов,
аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы
автоматического управления; технологии электротехники, электроники и
электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии;
обработка пищевых продуктов.
Основной целью данного внеурочного курса является развитие умений
оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки
к
будущей
профессиональной
деятельности,
владение
методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Место
курса
внеурочной
деятельности
в
плане
внеурочной
деятельности. Курс внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»
изучается в 5 классе 1 раз в неделю (34 часа в год).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Рынок труда. Функции рынка труда. Функционирование
службы занятости. Безработица и пути ее преодоления.
Раздел
2.Мир
профессий
и
его
классификация.
Диагностика
профессиональных интересов и склонностей. Психологические особенности
при выборе профессии. Ситуация выбора профессии. Ошибки и затруднения
при выборе профессии. Облик современного профессионала. Правила
составления резюме и портфолио.
Раздел 3.Современные профессии. Профессии, связанные с обработкой
и производством пищевых продуктов. Профессии, связанные со швейным
производством. Профессии, связанные с обработкой и производством
металлов. Профессия инженер. Профессии в области робототехники и
программирования. Профессии, связанные с животноводством: зоотехник,
животновод,
ветеринар.
Сельскохозяйственные
профессии:
агроном,
агрохимик, агроинженер и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» ориентирован
на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого
потенциала
в
социально
ориентированной,
общественно-полезной
деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных
норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям,
желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-
формирование
поведенческих
навыков
трудовой
деятельности,
ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными
результатами
программы
курса
внеурочной
деятельности является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД
-
высказывать своё предположение (версию), работать по плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством
формирования
этих
действий
служит
технология
оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи.
Учебно-методическое обеспечение
1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. -
М. : Просвещение.
3. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности
выпускников основной школы к профессиональному самоопределению
// Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная
школа». – 2011. - №1.
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р).
5. Косогоров В. «Выбор жизненного пути» / «Классное руководство и
воспитание школьников». Изд.дом «Первое сентября».2010г.
6. Новак М. «Профориентационная методика» / «Школьный психолог».
«Ради» 2010г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№
п/п
1
Наименование
Количество
Дата
Формы
разделов и тем
часов
изучения
организации
программы
занятий
Раздел 1. Рынок труда (4 часа)
Понятие рынок труда
1
Беседа
2
Функции рынка труда
1
Беседа
3
Функционирование
службы занятости
1
Практикум
4
Безработица и пути ее
преодоления
1
Деловая игра
Раздел 2.Выбор профессии (9 часов)
5 Мир профессий, его
1
классификация
6 Учет особенностей
1
характера личности
при выборе профессии
7 Ситуация
1
профессионального
выбора
8 Ошибки и
1
затруднения при
выборе профессии
9 Диагностика
1
склонностей к
определенной
профессии
Электронные образовательные
ресурсы
Доминирующее
направление
воспитания
https://lesson.edu.ru/lesson/0b960dfa69d6-445e-b10f6b8ece929f6f?backUrl=%2F12%2F08
https://lesson.edu.ru/lesson/0b960dfa69d6-445e-b10f6b8ece929f6f?backUrl=%2F12%2F08
https://lesson.edu.ru/lesson/0b960dfa69d6-445e-b10f6b8ece929f6f?backUrl=%2F12%2F08
https://lesson.edu.ru/lesson/0b960dfa69d6-445e-b10f6b8ece929f6f?backUrl=%2F12%2F08
трудовое
Беседа
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Беседа, практикум
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Беседа
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Беседа
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Анкетирование
https://proektoria.online/lessons
трудовое
трудовое
трудовое
трудовое
1
Облик современного
профессионала
11 Критерии
1
профессионального
роста
12 Составление резюме,
1
портфолио
13 Секреты выбора
1
профессии
Раздел 3. Современные профессии (14 часов)
14- Профессии, связанные
2
15 с обработкой и
производством
пищевых продуктов
16- Профессии, связанные
2
17 со швейным
производством
18- Профессии, связанные
2
19 с обработкой и
производством
металлов
20- Профессия инженер
2
21
22- Профессии, связанные
2
23 с робототехникой и
программированием
2
24- Профессии в сфере
25 животноводства
10
26- Сельскохозяйственные
2
27 профессии
Обобщение и закрепление материала
28- Экскурсия в Виво2
29 маркет
30- Экскурсия на завод
2
31 «Красный октябрь»
Практикум
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Беседа
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Практикум
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Деловая игра
https://proektoria.online/lessons
трудовое
Урок -презентация
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
https://lesson.edu.ru/lesson/c0827eb06a44-4d9c-b6cccf1dffc5f61a?backUrl=%2F20%2F09
https://lesson.edu.ru/20/09
трудовое
Урок-презентация
трудовое
Урок-экскурсия
трудовое
Урок-экскурсия
трудовое
32- Экскурсия в
33 Волгоградский
аграрный университет
34 Профориентационная
игра «Угадай
профессию
2
Урок-экскурсия
1
Деловая игра
трудовое