Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда» Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Утверждаю Директор МОУ СШ №43 __________ А.Г. Стрепетов Приказ № 123 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край» возраст обучающихся: 12 -16 лет срок реализации: 1 год Волгоград 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования». Пояснительная записка 1.1.Направленность программы. Программа «Мой родной край» создана для обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, изучения истории своего родного города, воспитания патриотических чувств к своей большой и малой Родине. На примерах жизни и деятельности выдающихся людей, героев нашего Отечества представляется возможность воспитывать лучшие моральные качества, прививать навыки общественного поведения детей и раскрывать этические понятия. В ходе обучения ведется работа по формированию мировоззрения и нравственных качеств у учащихся, по развитию мышления, познавательных и творческих способностей. В ходе освоения программы молодое поколение учится понимать и ценить прекрасное в городской среде, природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях искусства. Постепенно воспитываются бережное отношение к предметам материальной культуры, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему городу, школе. Таким образом, определяется социально-гуманитарная направленность программы «Мой родной край». 1.2. Актуальность программы. При изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и обучающихся. Программа призвана помочь обучающимся расширить знания о героическом прошлом края и о его современности, удивительных и талантливых земляках, ощутить свою связь с прошлым и настоящим города, района, области, всей страны. Знакомство учащихся с отечественной историей, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к судьбам земляков усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь. 1.3.Педагогическая целесообразность программы обусловлена необычайным богатством средств краеведения для выполнения задач дополнительного образования детей, так как включает в себя все виды знаний и деятельности человека. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится 2 без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. 1.4. Отличительные особенности программы заключаются в организации учебного процесса через непосредственное взаимодействие с историческими и культурными объектами Волгограда в ходе предусмотренных программой краеведческих прогулок и экскурсий. Пешеходные экскурсии и краеведческие прогулки выполняют важную миссию не только воспитания, но и оздоровления и отдыха детей в летнее время, снятия эмоционального напряжения, восстановления сил к новому учебному году. 1.5. Адресат программы: курс рассчитан на обучение детей 12- 16 лет. 1.6. Уровень программы: ознакомительный. 1.7.Форма обучения: очная 1.8.Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа. Всего 24 часа за 3 месяца. 1.9.Особенности организации образовательного процесса Состав группы постоянный – 15- 30 человек. Набор детей свободный. Формы занятий: • лектории, круглые столы, презентации, видео-уроки • краеведческие прогулки, экскурсии по музеям. Формы работы коллективные: беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к художественной, справочной литературе. 1.10. Цель программы: приобщение обучающихся к изучению истории родного края; создание условий для самореализации через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения; 1.11. Задачи программы: Предметные: познакомить обучающихся: С историей Царицына-Сталинграда-Волгограда; с основными экскурсионными объектами Волгограда: достопримечательностями, мемориалами, историческими местами; формирование кругозора по краеведческой тематике Личностные: воспитание исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края обучающихся; воспитание самостоятельности и творческой инициативы учащихся; 3 воспитание бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы. Метапредметные: сформировать навыки поиска и изучения информации из различных исторических и современных источников; сформировать навыки работы в группе, умение слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; обогатить речь, развить активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации об исторических местах и памятниках города 1.12. Учебный план Учебно-тематический план № п/п Раздел, тема Количество часов Всего Теорети Практич ческие еские занятия занятия Форма контро ля/атте стации Вводное занятие. История возникновения и развития Царицына. события гражданской войны в Царицыне. История развития Сталинграда. Героические страницы Сталинградской битвы. 2 2 1 0,5 1 1,5 опрос опрос 2 4 0,5 0,5 1,5 3,5 4. «Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане». 2 0,5 1,5 тест виктор ина игра 6. Экскурсионные объекты Волгограда послевоенной и современной истории. Итоговое занятие. Познавательная игра «Люблю тебя, мой край родной» 10 3 7 2 0 2 Итого: 24 6 18 1. 2. 3. 7. виктор ина игра 1.13. Содержание программы 1. История возникновения и развития Царицына. Экскурсионные объекты Центральной набережной им. 62-ой Армии. (о. Голодный, пойма реки Царицы, церковь Иоанна Предтечи, памятник «Казачья слава», бюст Петру I). События Гражданской войны в Царицыне. Экскурсионные объекты площади Павших борцов. (памятник А. Невскому, Александровский собор, памятник Славы поколений, мемориально-исторический музей, железнодорожный вокзал, гостиница «Волгоград», театр НЭТ). 4 2. История развития Сталинграда. Экскурсионные объекты Центральной набережной им. 62-ой Армии. (фонтан «Искусство», памятник В. Хользунову, речной вокзал, музыкальный театр). 3. Героические страницы Сталинградской битвы. Экскурсионные объекты площади Павших борцов, привокзальной площади, (памятник Славы поколений, тополь- свидетель боев в Сталинграде, братская интернациональная могила, Центральный универмаг, вокзал Волгоград -1, фонтан «Детский хоровод», памятник воинам 10-ой дивизии НКВД, памятника собакамистребителям танков). 4. Героические страницы Сталинградской битвы. Экскурсионные объекты пл. им. Ленина. (Дом Павлова, музей-панорама «Сталинградская битва», выставка военной техники). 5. «Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане»: история сражения за Мамаев курган, особое место среди образцов монументального искусства, посвященных Великой Отечественной войне, история строительства. Экскурсионные объекты повествовательной части памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. (Вводная композиция, знаки городов-героев, аллея пирамидальных тополей, «Площадь стоявших на смерть», «Стены-руины», «Площадь героев»). 6. Экскурсионные объекты мемориальной части памятника-ансамбля (Зал воинской славы, «Площадь Скорби», скульптура «Родина-мать зовет!», смотровая площадка, братские захоронения). 7. Экскурсионные объекты Волгограда послевоенной и современной истории (ВУЗы, театры, музеи, Планетарий). 8. Познавательная игра «Люблю тебя, мой край родной» 1.14. Планируемые результаты освоения программы Предметные: знать историю Царицына-Сталинграда-Волгограда; знать основные экскурсионные объекты Волгограда: достопримечательности, мемориалы, исторические места; знакомство с понятием «экскурсии» как целенаправленного показа объектов, с понятием «экскурсионный маршрут»; Личностные: приобщенность обучающихся к историческому наследию нашей страны, родного края; самостоятельность и творческая инициатива; 5 бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы. Метапредметные: умение работать в группе, слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; 2.1. Календарный учебный график программы I группа «Мой родной край» Дата начала Количеств Количество № и окончания о учебных учебных дней занятий недель 1 01.06. по 27.08 12 12 ИТОГО Начала и окончание каникул Продолжите льность каникул Количеств о учебных часов на период освоения программы - - 24 - - 8 2.2. Условия реализации программы: занятия проходятв классе, вмещающем 15 -30 человек, в котором может быть оборудован информационный стенд объединения «Родной город», возможна демонстрация учебных презентаций, фильмов. 2.3.Формы аттестации Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестации: а) входного контроля, учитывающего стартовые возможности ребенка б) итоговой аттестации –интеллектуально-творческая игра «Люблю тебя, мой край родной!» (Приложение 1), ролевая ситуационная игра -экскурсия 2.4. Оценочные материалы Достижение планируемых результатов по программе оценивается тестированием, викторинами, анализом результатов участия в познавательных играх, интеллектуально-творческих играх, анализом участия в ситуационноролевых играх, устным собеседованием по перечню вопросов. 2.5. Методическое обеспечение 6 Программа предусматривает применение не только традиционных методов изложения материала (показ, рассказ), но и частично-поисковых (эвристических) методов. Учитывая психологические особенности обучающихся среднего и старшего школьного возраста, на занятиях используются игровые и наглядные методы обучения. Учащиеся просматривают альбомы, книги, буклеты, фотографии. Широко применяются разнообразные формы нестандартных занятий: час вопросов и ответов, ролевые игры, викторины. Деятельность детского объединения строится по методике коллективной творческой деятельности. Учитываются интересы и потребности детей, развитие и самореализация способностей, создаются благоприятные условия установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. В программе предусмотрено осуществление совместных проектов, при выполнении заданий в группах. Данная программа направлена на удовлетворение разносторонних интересов и потребностей детей, в ее реализации можно эффективно сочетать разнообразные формы, методы и приемы обучения в зависимости от личности Основными методами преподавания следует считать: объяснительно - иллюстративный (устное изложение материала – лекции) метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио) частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками), метод упражнения (работа над речью, отработка и сдача экскурсии) Список методических материалов методическая разработка квеста-экскурсии «Город-герой Волгоград» путеводитель по памятным и историческим местам города-героя Волгограда «Открой свой Волгоград» методическая разработка занятия «Монументальное искусство Волгограда» в объединении «Родной город» методическая разработка «Квест-экскурсия как форма патриотического воспитания и организации познавательного досуга во внеурочной деятельности» методическая разработка познавательной игры «Люблю тебя, мой край родной!» методическая разработка экскурсионной программы «Город вечной победы святой Сталинград» 7 2.6. ЛИТЕРАТУРА Литература для педагогов: 1. Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына-ВолгоградаСталинграда. Волгоград.2014 2. Арзамасцев В.П. О систематической структуре музейной экспозиции/ Музееведение. На пути к музею XXI века. (Сб. Науч.Трудов НИИ культуры) М.,1989. 3. Вансалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000 № 5, с. 4-6. 4.Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда 1589-1967. — М: Наука, 1968. — 448 с. 5. Волгоград. Хроника истории. Волгоград, 2015. 6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. -М., 2013. 7. Красная книга Волгоградской области. Т. 2: Животные. -Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. -216 с. 8. Музейные экспозиции и выставки/ Музейное дело России. М.,2000. 9. Основы экскурсионного дела в музеях. // Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1977. Вып. 62. 10. Пантелеева Л.В. Музей и дети. -М: Изд. Дом «Карапуз», 2000. -265 с. 11. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. -М: Высш. Школа, 2004 -216 с. 12. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков // Труды ГИМ. Вып. 127. -М., 2001. -488 с. 13. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Соч. М.,1982. Литература для обучающихся и родителей: 1. Орлов Г.В. Мой край: Царицынское долголетие, Сталинградская прочность, Волгоградская молодость. Волгоград: Издательство «Панорама». 2009 2. Волгоград. Четыре века истории. – Волгоград: Ниж. - Волж. кн. изд-во. 2013-416 с. 3. В каком ты городе живешь. Сборник работ волгоградских школьников. Волгоград 2007 4. Волгоград интернациональный. Сборник творческих работ волгоградских старшеклассников/авт.-сост. О.С. Безбородова. Волгоград. Издатель 2006 5. Давайте дружить городами: сборник творческих работ старшеклассников Волгограда о побратимах нашего города- Волгоград: Издатель. 2009 8 6. Прочнее брони: сборник творческих работ учащихся и педагогов/авт.-сост. О.С. Безбородова. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2015. Приложение 1 Сценарный план познавательной игры «Люблю тебя, мой край родной!» Слова 1 ведущего: Дорогие ребята! Мы все с вами жители Волгоградской области. Это - наш родной край, наша малая Родина. Слова 2 ведущего: Большинство из вас здесь родились, сделали свои первые шаги, пошли в школу. Скоро мы подрастем, получим путевку в жизнь и разлетимся в разные края. Но этот уголок России мы не забудем никогда, потому что это наш порог жизни и потому что край наш удивительный и богатый. Песня «Рябиновый край» Слова 1 ведущего: О необъятных просторах нашего края, уникальной природе и климате, полезных ископаемых, замечательных людях вы узнаете, приняв участие в нашей познавательной игре «Люблю тебя, мой край родной». Слова 2 ведущего: В нашей игре 6 этапов, я прошу подойти капитанов команд и получить маршрутные листы. После прохождения всех этапов ждем вас в актовом зале. 1. Я знаю карту наизусть. А теперь разверните карту. Видите, какой наш край большой. И, не потому что эта карта большого масштаба. На самом деле, площадь Волгоградской области 114 тысяч квадратных километров. И на этой территории свободно разместились бы 3 европейских государства: Бельгия, Швейцария и Нидерланды. А теперь давайте определим с какими областями России граничит наш край? Какие реки протекают? Какие каналы построены? Какие крупные населенные пункты? Сколько районных центров в нашем крае? 2. Чем богаты, тем и рады. (Предметная викторина) На этом столе лежат настоящие богатства нашего края. Я сейчас буду читать вам загадки, а вы постараетесь их разгадать. (Ведущий достает из мешка 9 предметы и читает загадки к ним: нефть, мел, помидор, зерно, керамика, алюминий, конфеты, горчичное масло, минеральная вода, молоко, сок «Сады Придонья», рыба) 3. Знай наших! (Викторина) Самое главное богатство нашего края и его гордость – это люди. Людей таких очень много, тех, кто защищал наш край от врагов, отстраивал его, кормил своих земляков, лечил, учил и воспитывал детей. (Ведущий показывает портреты М.Агашиной, А. Маресьева, Е. Исинбаевой, Е. Пугачева, А. Пахмутовой, З. Ермольевой и рассказывает коротко об их заслугах) 4. «Монумент» Вы, ребята, знаете о богатой истории нашего края. И вся она запечатлена в памятниках и достопримечательностях. Вот насколько хорошо вы их знаете мы сейчас проверим. Участники называют достопримечательности Волгограда по предложенным им фотографиям. 5. Родной язык. (Подобрать синоним слову из казачьего лексикона) Задолго до основания нашего города Царицына в 1589 году на территории нашего края поселились казаки. Это военно-служивое сословие из свободолюбивых людей внесло большой вклад в становление и развитие нашего края, в нашу культуру и язык. Вы встречаетесь с пожилыми людьми, нашими ветеранами, и замечали не раз, наверное, какой интересный у них язык, много слов казачьего, нашего южного лексикона. Вот насколько правильно вы их понимаете, мы сейчас проверим. Постарайтесь запомнить эти слова, это наша культура и история. (Ведущий раздает участникам игры листочки со списком слов из казачьего лексикона и перепутанными их значениями, которые надо правильно подписать) 6. «Красная книга» Волгоградской области. Наш край уникален и своей природой. Есть растения и животные, которые произрастают и обитают только здесь, у нас. (Ведущий читает загадки, ребята отгадывают о каких животных и растениях идет речь) Заключительное слово ведущего: Дорогие ребята! Вы все справились с заданиями нашей игры, это значит вы очень много знаете о нашем родном крае и любите его. Гордитесь тем, что вы – волгоградцы! 10