Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.
Утверждаю
Директор МОУ СШ №43
__________ А.Г. Стрепетов
Приказ № 123 от 31.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный пожарный отважный»
возраст обучающихся: 11 -13 лет
срок реализации: 1 год
Волгоград 2024
Пояснительная записка
Цели программы:
Обучение учеников пожарной безопасности проводится с целью воспитания
у них бережного отношения к материальным ценностям, оказания помощи в
сохранении собственной жизни и жизни других людей, к их здоровью и
имуществу граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению
пожаров и тушению загораний, а также по оказанию помощи пострадавшим.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
- воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к
созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления
к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения;
- знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности;
- знакомство со средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие умения
безопасности;
пропагандировать
знания
по
противопожарной
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч
с работниками пожарной охраны.
Актуальность программы
Формирование личности юных пожарных развивается в деятельности. И
чем богаче будет организована деятельность и содержательное обучение, тем
больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на
восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям
окружающей действительности, на формирование его самосознания
духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.
Обучение имеет не только воспитательную цель, но и развивающую задачу
и деятельность для помощи в организации предупреждения пожаров и
детского травматизма. В ходе развивающей задачи обучения развивается
психологический климат, который отображает законы нравственности
общества, образа жизни. Такой средой является коллектив детей, где
проходят обучение «юные пожарные».
Планируемый результат
Члены юных пожарных должны:
-иметь достоинство, свое «Я», стремление
самосовершенствованию, критичности;
к
самовоспитанию,
-быть трудолюбивыми;
-обладать чувством коллективизма, стремлением исполнить свой долг перед
обществом, чувством ответственности перед другими, иметь инициативу,
неравнодушное отношение к коллективу;
-быть коммуникабельными (умение быстро находить общий язык с любым
человеком) обладать гуманизмом, любовью к людям, умением сострадать;
-быть патриотом - одно из главных качеств - гордится малой Родиной,
местом, где родился, обладать привязанностью к школе.
Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Возраст воспитанников:11-13 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программе 5 класс. В этом возрасте дети очень любят
общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно
направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных
способов организации работы с подростками.
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в
форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание
личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях
по пропаганде Правил пожарной безопасности. В программу входят
теоретические и практические знания об оказании первой медицинской
помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы
учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ей в
реальной жизни.
Форма организации занятий.
Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД, КВН, викторина,
беседа.
Методы и средства обучения.
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовки на
доске, стендов, видеофильмов.
Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной
безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование. На каждом занятии
сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для
отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки:
тестирование, формы соревнований, выставки.
Программа способствует:
- умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить,
обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом,
грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в
кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности
1,2
Вводное занятие.
2
Текущий\беседа
3,4
Цели и задачи
дружины юных
пожарных.
2
5,6
Развитие
пожарной
охраны и
добровольных
пожарных
организаций в
России.
Что такое огонь?
Пожар как
явление
2
Беседа о планах
работы юных
пожарных. Выбор
актива.
Инструктаж по
технике
безопасности во
время проведения
занятий.
Доклад (лекция)
Пожарная охрана
России, история
ее возникновения
и развития.
Значение
пожарной охраны
в жизни страны и
каждого
гражданина.
Что
такое
пожарная охрана.
Какие
бывают
пожарные
организации
в
России.
2
Рисунки на тему
«Огонь не игра».
Рисунки
Основные
характеристики
горючей среды
2
Выступления
(доклад): Тип
спичек. Меры
безопасности при
обращении со
спичками. Место
хранения спичек.
Текущий\устный
опрос
7,8
9,10
Виды контроля,
измерители
Текущий\беседа
Текущий\устный
опрос
Что такое
горючая среда
11,12
Отчего
происходят
пожары?
2
13,14
Данные по
пожарам за
последний год.
Виды пожаров
2
15,16
Правила ПБ в
школе, в быту.
2
17,18
Пожарные
автомобили.
2
19,20
Первичные
средства
пожаротушения.
2
21,22
Правила
пользования
первичными
средствами
2
Беседа: Правила
вызова пожарных
и сообщения о
пожаре. Способы
эвакуации из
помещения.
Беседа: Правила
вызова пожарных
и сообщения о
пожаре. Способы
эвакуации из
помещения.
Лекция (беседа):
Предупреждение
пожаров в
кабинетах
физики, химии,
учебных
мастерских, на
детских
праздниках и
утренниках.
Рисунок.
Макетные
работы.
Литературные
работы
Беседа: Пожарные
щиты, их
назначение.
Ручной пожарный
инструмент, его
виды
и назначение.
Подсобные
средства тушения
пожара.
Выступление
(доклад):
Пожарный топор.
Пожарный лом.
Текущий\устный
опрос
Текущий\устный
опрос
Текущий\устный
опрос
Рисунки
Текущий\устный
опрос
Текущий\беседа
пожаротушения.
23,24
Героическая
профессия
пожарного.
Основы
профессии
пожарного
2
25,26
Меры пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.
2
27,28
Виды и
назначение
огнетушителей.
2
29,30
Пожарная
2
Пожарный багор.
Пожарный крюк.
Противопожарны
е водопроводы.
Пожарный
водоем.
Выступление
(доклад): Меры
пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.
Правила
пользования
пиротехников.
Правильное
изготовление
новогодних
костюмов и
украшение елки.
Выступление
(доклад): Меры
пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.
Проверка
эвакуационных
выходов.
Изучение путей
эвакуации.
Лекция:
Огнетушитель
химический
пенный.
Углекислотные
огнетушители.
Порошковые
огнетушители.
Правила
эксплуатации
огнетушителей.
Выступление
Изготовление
листок\брошюр
Текущий\беседа
Текущий\беседа
Текущий\беседа
безопасность в
местах массового
скопления
людей. Травмы,
полученные при
пожаре
(доклад): Травмы,
полученные при
пожарах.
Ожоги.
Отравление
угарным газом.
Поражение
электрическим
током.
31,32
Викторина
«Знаешь ли ты?»
2
33,34
Экскурсия в
пожарную часть.
2
35,36
Катастрофически
е пожары
2
37,38
Знаки пожарной
безопасности.
2
39,40
Пожарноприкладной вид
спорта.
2
41,42
Противопожарна
я профилактика.
2
Игра на
противопожарну
ю тему.
Беседа (рассказ):
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Беседа (рассказ):
Хроника
чрезвычайных
ситуаций. ЧС в
нашем
населенном
пункте.
Выступление
(доклад): Знаки
для
использования на
путях эвакуации.
Выступление
(доклад):
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Изготовление
стенда «Уголок
пожарной
безопасности».
Проведение
бесед о пожарной
безопасности с
Промежуточный\
устный опрос
Текущий\беседа
Текущий\беседа
Текущий\устный
опрос
Текущий\устный
опрос
Текущий\устный
опрос
43,44,4 Первичная
5
доврачебная
помощь при
пожаре.
3
46,47,4 Практическая
8
отработка по
оказанию
медицинской
помощи
пострадавшему
49,50 Практическая
отработка по
оказанию
медицинской
помощи
пострадавшему
51,52 Работа с
пожарными
рукавами,
стволами, боевое
развертывание
53,54 Экскурсия в
пожарную часть
3
55,56,5 Просмотр
7
видеофильма на
противопожарну
ю тематику
58,59 Потенциальные
опасности на
кухне, спальной
и общей комнате
60,61 Основные
3
младшими
школьниками.
Рассказ —
презентация.
Обучение
правилам первой
доврачебной
помощи.
Анатомия и
физиология
человека.
Текущий/беседа
Применение
знаний по
оказанию первой
медицинской
помощи на
практике.
Применение
знаний по
оказанию первой
медицинской
помощи на
практике.
Применение
знаний на
практике
Практическое
занятие
Беседа:
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Просмотр
видеофильмов
Текущий\беседа
2
Беседа
Текущий\беседа
2
Беседа
Текущий\беседа
2
2
2
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Текущий
62,63
64,65
66,67
68
правила
пожарной
безопасности по
месту жительства
Особенности
противопожарно
й защиты домов
повышенной
этажности
Назначение
охраннопожарной
сигнализации
Пожарные
извещатели:
тепловые,
дымовые,
световые,
ультразвуковые.
Обобщающее
повторение
2
Просмотр
видеофильмов
Текущий
2
Беседа
Текущий\беседа
2
Просмотр
видеофильмов
Текущий
1
Беседа
Текущий\тест
ЛИТЕРАТУРА:
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г
5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный
журнал.