Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Утверждаю Директор МОУ СШ №43 __________ А.Г. Стрепетов Приказ № 123 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный пожарный отважный» возраст обучающихся: 11 -13 лет срок реализации: 1 год Волгоград 2024 Пояснительная записка Цели программы: Обучение учеников пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к материальным ценностям, оказания помощи в сохранении собственной жизни и жизни других людей, к их здоровью и имуществу граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию помощи пострадавшим. Задачи программы: 1. Воспитательные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; - воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2. Образовательные: - дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; - знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности; - знакомство со средствами пожаротушения. 3. Развивающие: - развитие умения безопасности; пропагандировать знания по противопожарной - развитие детского технического творчества, - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Актуальность программы Формирование личности юных пожарных развивается в деятельности. И чем богаче будет организована деятельность и содержательное обучение, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении. Обучение имеет не только воспитательную цель, но и развивающую задачу и деятельность для помощи в организации предупреждения пожаров и детского травматизма. В ходе развивающей задачи обучения развивается психологический климат, который отображает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой является коллектив детей, где проходят обучение «юные пожарные». Планируемый результат Члены юных пожарных должны: -иметь достоинство, свое «Я», стремление самосовершенствованию, критичности; к самовоспитанию, -быть трудолюбивыми; -обладать чувством коллективизма, стремлением исполнить свой долг перед обществом, чувством ответственности перед другими, иметь инициативу, неравнодушное отношение к коллективу; -быть коммуникабельными (умение быстро находить общий язык с любым человеком) обладать гуманизмом, любовью к людям, умением сострадать; -быть патриотом - одно из главных качеств - гордится малой Родиной, местом, где родился, обладать привязанностью к школе. Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю. Возраст воспитанников:11-13 лет. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе 5 класс. В этом возрасте дети очень любят общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных способов организации работы с подростками. Контроль знаний и умений. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил пожарной безопасности. В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ей в реальной жизни. Форма организации занятий. Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД, КВН, викторина, беседа. Методы и средства обучения. Словесные - рассказ, объяснение, беседа. Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовки на доске, стендов, видеофильмов. Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование. На каждом занятии сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки: тестирование, формы соревнований, выставки. Программа способствует: - умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; - нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки. Календарно-тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности 1,2 Вводное занятие. 2 Текущий\беседа 3,4 Цели и задачи дружины юных пожарных. 2 5,6 Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. Что такое огонь? Пожар как явление 2 Беседа о планах работы юных пожарных. Выбор актива. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история ее возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Что такое пожарная охрана. Какие бывают пожарные организации в России. 2 Рисунки на тему «Огонь не игра». Рисунки Основные характеристики горючей среды 2 Выступления (доклад): Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Текущий\устный опрос 7,8 9,10 Виды контроля, измерители Текущий\беседа Текущий\устный опрос Что такое горючая среда 11,12 Отчего происходят пожары? 2 13,14 Данные по пожарам за последний год. Виды пожаров 2 15,16 Правила ПБ в школе, в быту. 2 17,18 Пожарные автомобили. 2 19,20 Первичные средства пожаротушения. 2 21,22 Правила пользования первичными средствами 2 Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Лекция (беседа): Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Рисунок. Макетные работы. Литературные работы Беседа: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Выступление (доклад): Пожарный топор. Пожарный лом. Текущий\устный опрос Текущий\устный опрос Текущий\устный опрос Рисунки Текущий\устный опрос Текущий\беседа пожаротушения. 23,24 Героическая профессия пожарного. Основы профессии пожарного 2 25,26 Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. 2 27,28 Виды и назначение огнетушителей. 2 29,30 Пожарная 2 Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарны е водопроводы. Пожарный водоем. Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение елки. Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации. Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Выступление Изготовление листок\брошюр Текущий\беседа Текущий\беседа Текущий\беседа безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре (доклад): Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. 31,32 Викторина «Знаешь ли ты?» 2 33,34 Экскурсия в пожарную часть. 2 35,36 Катастрофически е пожары 2 37,38 Знаки пожарной безопасности. 2 39,40 Пожарноприкладной вид спорта. 2 41,42 Противопожарна я профилактика. 2 Игра на противопожарну ю тему. Беседа (рассказ): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. Беседа (рассказ): Хроника чрезвычайных ситуаций. ЧС в нашем населенном пункте. Выступление (доклад): Знаки для использования на путях эвакуации. Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с Промежуточный\ устный опрос Текущий\беседа Текущий\беседа Текущий\устный опрос Текущий\устный опрос Текущий\устный опрос 43,44,4 Первичная 5 доврачебная помощь при пожаре. 3 46,47,4 Практическая 8 отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему 49,50 Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему 51,52 Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развертывание 53,54 Экскурсия в пожарную часть 3 55,56,5 Просмотр 7 видеофильма на противопожарну ю тематику 58,59 Потенциальные опасности на кухне, спальной и общей комнате 60,61 Основные 3 младшими школьниками. Рассказ — презентация. Обучение правилам первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Текущий/беседа Применение знаний по оказанию первой медицинской помощи на практике. Применение знаний по оказанию первой медицинской помощи на практике. Применение знаний на практике Практическое занятие Беседа: Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. Просмотр видеофильмов Текущий\беседа 2 Беседа Текущий\беседа 2 Беседа Текущий\беседа 2 2 2 Практическое занятие Практическое занятие Текущий 62,63 64,65 66,67 68 правила пожарной безопасности по месту жительства Особенности противопожарно й защиты домов повышенной этажности Назначение охраннопожарной сигнализации Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Обобщающее повторение 2 Просмотр видеофильмов Текущий 2 Беседа Текущий\беседа 2 Просмотр видеофильмов Текущий 1 Беседа Текущий\тест ЛИТЕРАТУРА: 1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г. 2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г 3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г. 4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г 5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г. 6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.