Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный пожарный отважный

Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 43 Дзержинского района Волгограда»

Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МОУ СШ №43
__________ А.Г. Стрепетов
Приказ № 123 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный пожарный отважный»
возраст обучающихся: 11 -13 лет
срок реализации: 1 год

Волгоград 2024

Пояснительная записка
Цели программы:
Обучение учеников пожарной безопасности проводится с целью воспитания
у них бережного отношения к материальным ценностям, оказания помощи в
сохранении собственной жизни и жизни других людей, к их здоровью и
имуществу граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению
пожаров и тушению загораний, а также по оказанию помощи пострадавшим.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
- воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к
созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления
к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения;
- знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности;
- знакомство со средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие умения
безопасности;

пропагандировать

знания

по

противопожарной

- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч
с работниками пожарной охраны.
Актуальность программы
Формирование личности юных пожарных развивается в деятельности. И
чем богаче будет организована деятельность и содержательное обучение, тем
больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на
восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям
окружающей действительности, на формирование его самосознания
духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.
Обучение имеет не только воспитательную цель, но и развивающую задачу
и деятельность для помощи в организации предупреждения пожаров и
детского травматизма. В ходе развивающей задачи обучения развивается
психологический климат, который отображает законы нравственности
общества, образа жизни. Такой средой является коллектив детей, где
проходят обучение «юные пожарные».
Планируемый результат
Члены юных пожарных должны:
-иметь достоинство, свое «Я», стремление
самосовершенствованию, критичности;

к

самовоспитанию,

-быть трудолюбивыми;
-обладать чувством коллективизма, стремлением исполнить свой долг перед
обществом, чувством ответственности перед другими, иметь инициативу,
неравнодушное отношение к коллективу;
-быть коммуникабельными (умение быстро находить общий язык с любым
человеком) обладать гуманизмом, любовью к людям, умением сострадать;
-быть патриотом - одно из главных качеств - гордится малой Родиной,
местом, где родился, обладать привязанностью к школе.
Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Возраст воспитанников:11-13 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программе 5 класс. В этом возрасте дети очень любят
общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно

направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных
способов организации работы с подростками.
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в
форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание
личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях
по пропаганде Правил пожарной безопасности. В программу входят
теоретические и практические знания об оказании первой медицинской
помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы
учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ей в
реальной жизни.
Форма организации занятий.
Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД, КВН, викторина,
беседа.
Методы и средства обучения.
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовки на
доске, стендов, видеофильмов.
Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной
безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование. На каждом занятии
сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для
отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки:
тестирование, формы соревнований, выставки.

Программа способствует:
- умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить,
обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом,
грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в
кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности

1,2

Вводное занятие.

2

Текущий\беседа

3,4

Цели и задачи
дружины юных
пожарных.

2

5,6

Развитие
пожарной
охраны и
добровольных
пожарных
организаций в
России.
Что такое огонь?
Пожар как
явление

2

Беседа о планах
работы юных
пожарных. Выбор
актива.
Инструктаж по
технике
безопасности во
время проведения
занятий.
Доклад (лекция)
Пожарная охрана
России, история
ее возникновения
и развития.
Значение
пожарной охраны
в жизни страны и
каждого
гражданина.
Что
такое
пожарная охрана.
Какие
бывают
пожарные
организации
в
России.

2

Рисунки на тему
«Огонь не игра».

Рисунки

Основные
характеристики
горючей среды

2

Выступления
(доклад): Тип
спичек. Меры
безопасности при
обращении со
спичками. Место
хранения спичек.

Текущий\устный
опрос

7,8

9,10

Виды контроля,
измерители

Текущий\беседа

Текущий\устный
опрос

Что такое
горючая среда
11,12

Отчего
происходят
пожары?

2

13,14

Данные по
пожарам за
последний год.
Виды пожаров

2

15,16

Правила ПБ в
школе, в быту.

2

17,18

Пожарные
автомобили.

2

19,20

Первичные
средства
пожаротушения.

2

21,22

Правила
пользования
первичными
средствами

2

Беседа: Правила
вызова пожарных
и сообщения о
пожаре. Способы
эвакуации из
помещения.
Беседа: Правила
вызова пожарных
и сообщения о
пожаре. Способы
эвакуации из
помещения.
Лекция (беседа):
Предупреждение
пожаров в
кабинетах
физики, химии,
учебных
мастерских, на
детских
праздниках и
утренниках.
Рисунок.
Макетные
работы.
Литературные
работы
Беседа: Пожарные
щиты, их
назначение.
Ручной пожарный
инструмент, его
виды
и назначение.
Подсобные
средства тушения
пожара.
Выступление
(доклад):
Пожарный топор.
Пожарный лом.

Текущий\устный
опрос

Текущий\устный
опрос

Текущий\устный
опрос

Рисунки

Текущий\устный
опрос

Текущий\беседа

пожаротушения.

23,24

Героическая
профессия
пожарного.
Основы
профессии
пожарного

2

25,26

Меры пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.

2

27,28

Виды и
назначение
огнетушителей.

2

29,30

Пожарная

2

Пожарный багор.
Пожарный крюк.
Противопожарны
е водопроводы.
Пожарный
водоем.
Выступление
(доклад): Меры
пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.
Правила
пользования
пиротехников.
Правильное
изготовление
новогодних
костюмов и
украшение елки.
Выступление
(доклад): Меры
пожарной
безопасности при
проведении
Новогодних
праздников.
Проверка
эвакуационных
выходов.
Изучение путей
эвакуации.
Лекция:
Огнетушитель
химический
пенный.
Углекислотные
огнетушители.
Порошковые
огнетушители.
Правила
эксплуатации
огнетушителей.
Выступление

Изготовление
листок\брошюр

Текущий\беседа

Текущий\беседа

Текущий\беседа

безопасность в
местах массового
скопления
людей. Травмы,
полученные при
пожаре

(доклад): Травмы,
полученные при
пожарах.
Ожоги.
Отравление
угарным газом.
Поражение
электрическим
током.

31,32

Викторина
«Знаешь ли ты?»

2

33,34

Экскурсия в
пожарную часть.

2

35,36

Катастрофически
е пожары

2

37,38

Знаки пожарной
безопасности.

2

39,40

Пожарноприкладной вид
спорта.

2

41,42

Противопожарна
я профилактика.

2

Игра на
противопожарну
ю тему.
Беседа (рассказ):
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Беседа (рассказ):
Хроника
чрезвычайных
ситуаций. ЧС в
нашем
населенном
пункте.
Выступление
(доклад): Знаки
для
использования на
путях эвакуации.
Выступление
(доклад):
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Изготовление
стенда «Уголок
пожарной
безопасности».
Проведение
бесед о пожарной
безопасности с

Промежуточный\
устный опрос
Текущий\беседа

Текущий\беседа

Текущий\устный
опрос

Текущий\устный
опрос

Текущий\устный
опрос

43,44,4 Первичная
5
доврачебная
помощь при
пожаре.

3

46,47,4 Практическая
8
отработка по
оказанию
медицинской
помощи
пострадавшему
49,50 Практическая
отработка по
оказанию
медицинской
помощи
пострадавшему
51,52 Работа с
пожарными
рукавами,
стволами, боевое
развертывание
53,54 Экскурсия в
пожарную часть

3

55,56,5 Просмотр
7
видеофильма на
противопожарну
ю тематику
58,59 Потенциальные
опасности на
кухне, спальной
и общей комнате
60,61 Основные

3

младшими
школьниками.
Рассказ —
презентация.
Обучение
правилам первой
доврачебной
помощи.
Анатомия и
физиология
человека.

Текущий/беседа

Применение
знаний по
оказанию первой
медицинской
помощи на
практике.
Применение
знаний по
оказанию первой
медицинской
помощи на
практике.
Применение
знаний на
практике

Практическое
занятие

Беседа:
Знакомство с
пожарной
техникой. Работа
пожарного
расчета.
Просмотр
видеофильмов

Текущий\беседа

2

Беседа

Текущий\беседа

2

Беседа

Текущий\беседа

2

2

2

Практическое
занятие

Практическое
занятие

Текущий

62,63

64,65

66,67

68

правила
пожарной
безопасности по
месту жительства
Особенности
противопожарно
й защиты домов
повышенной
этажности
Назначение
охраннопожарной
сигнализации
Пожарные
извещатели:
тепловые,
дымовые,
световые,
ультразвуковые.
Обобщающее
повторение

2

Просмотр
видеофильмов

Текущий

2

Беседа

Текущий\беседа

2

Просмотр
видеофильмов

Текущий

1

Беседа

Текущий\тест

ЛИТЕРАТУРА:

1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г
5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный
журнал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».